Вы здесь

Талант шамана – дар или бремя?

Как правило, человек сам волен выбирать себе профессию. Однако на свете существует род занятий, который не выбирают. Эта профессия сама назначает тех, кто будет ею заниматься, и обратного пути у таких людей нет. Что же означает быть шаманом – получить от судьбы подарок или проклятие?

Зов предков

шаман

Представителям коренных народов Сибири хорошо известно: если у молодого человека, в чьих предках есть шаманы, началась «шаманская болезнь», - лечиться от нее бесполезно. Нужно либо принять перестройку тела и сознания на пути к шаманским практикам, либо готовиться к безумию или даже смерти, поскольку раз услышавшая «шаманский зов» душа не сможет вернуться с полдороги и остаться прежней.

Как же проявляется этот тяжелый недуг? Первым под его удар попадает сознание. Очевидно, что шаманский дар не падает с неба во мгновение ока. Для того чтобы получить возможность общаться с духами, лечить людей и заклинать природные стихии, нужно пережить духовную трансформацию, которая сопровождается внезапными приступами сонливости, ночными кошмарами, слуховыми и зрительными галлюцинациями. Психологически человек, подверженный «шаманской болезни», как бы отторгается от социума, бессознательно порывает все связи с ним. Поэтому попытки воздействовать на заболевание с помощью психиатрии не только не полезны, но даже вредны: психиатр будет стараться вернуть сознание к норме, приобщить человека обратно к социуму, лишив его возможности раскрыть свои магические способности.

Кроме того, у будущего шамана происходит полная перестройка организма. Тело реагирует на эти изменения вполне конкретными физическими проявлениями: перепадами давления, желудочными расстройствами, резкими болями в разных частях тела, жаром и ознобом. Интересно, что эти внезапные «недомогания» исчезают и появляются без всякой причины. Обращаться к врачу в такие моменты бессмысленно – традиционная медицина здесь ничем не поможет: она просто не найдет у пациента никаких заболеваний.

Традиционно считается, что чем дольше и опаснее будущий шаман болеет «профессиональным недугом», тем более сильный специалист из него в итоге получится. Суть болезни в том, что шаман, перерождаясь, получает доступ в мир духов и возможность взаимодействовать с ними. А после проведения посвящения и с началом шаманской практики завершается процесс перестройки организма и болезнь прекращается, как правило, навсегда.

Обряд посвящения – «шаман открывается»

шаман

Поскольку общеизвестная пословица гласит, что новичка «встречают по одежке», главное для начинающего шамана – подготовить ритуальную одежду и бубен. Обрядовая «спецодежда» с древних времен была обязательной для шамана, она давала ему полноценную возможность общаться с духами и странствовать в иных мирах. Чаще всего костюм шамана имитирует образ зверя или птицы, наиболее почитаемый племенем. У якутов, например, шаманское облачение напоминает оперение птиц: плащ или кафтан обшивается бахромой из кожаных ремешков, рукава расшиваются железными пластинами, условно обозначающими маховые перья. С помощью такого наряда шаман может «летать», где ему угодно.

Еще более важное снаряжение шамана – его бубен. Это не только музыкальный инструмент, необходимый при заклинании духов, но и чудесное существо, на котором шаман путешествует в иные миры, колотушка же считается плетью или кнутом, с помощью которого бубном можно управлять. Для посвящения новичка бубен должен изготовить и «оживить» опытный шаман. В ходе обряда он просит духов признать новообращенного и подчиняться ему в его заклинаниях, а затем превращает бубен в могучего «коня», который может доставить новообращенного в любой мир и «укрощает» его, как укрощают настоящее животное.

После этого наступает время обряда «рассечения»: жертва духам старого человеческого тела взамен нового, со сверхъестественными способностями и возможностью воздействовать на силы природы. На это время будущий шаман удаляется от людей в лесное жилище, впадает в

бесчувственное состояние и видит происходящее с ним, как длительную галлюцинацию. По свидетельствам шаманов, в это время он ощущает, как духи разрывают его на части, голову помещают на кол, чтобы он мог видеть происходящее. Поверья народов Сибири говорят, что посвящаемый должен отдать духам, приносящим различные болезни, по частице своей плоти, чтобы сделаться с ними одним целым и получить возможность изгонять их от больного прочь. «Рассечение» обычно длится несколько дней, после чего наступает время собственно «профессионального посвящения». Для этого призывают опытного шамана, который должен быть магически сильнее посвящаемого.

Обряд проводится либо на вершине горы, либо на большом открытом пространстве – поляне или лугу. По правую руку от посвящаемого ставят девять невинных юношей, по левую – девять «чистых» девушек, новичок стоит впереди, а за его спиной стоит опытный шаман. Он произносит необходимые заклятия, которые повторяет новичок и молодежная «группа поддержки». В заклинаниях содержатся просьбы к духу-покровителю выполнять просьбы нового шамана, за что тот будет служить своему духу и приносить ему жертвы. Также заклинания затрагивают «медицинский аспект» шаманской практики: в ходе обряда перечисляются злые духи, болезни, которые они могут принести и способы с ними договориться, чтобы излечивать людей. Затем в жертву приносят домашнее животное, часть его мяса преподносят духам, остальное же идет на праздничное застолье по случаю благополучно проведенного обряда.

Призрачные миры шамана

шаман

Прошедший посвящение шаман приобретает так называемое управляемое воображение. Его физическое тело пребывает в обычных условиях реального мира, в то время, как душа свободно перемещается вдоль всего «древа бытия» - от верхнего мира богов через средний мир людей до нижнего мира злых духов и загробного царства, а также в тысячи других, параллельных миров.

Для того чтобы войти в транс и отправиться в такое «путешествие», шаманы используют различные средства и методики. Почти все они пользуются в своих ритуалах галлюциногенами и другими природными веществами, которые, по их словам, облегчают переход духа в иные пространства. К сожалению, именно из-за употребления таких веществ многие шаманы умирают от болезни печени. Чаще всего для погружения в мир духов используется танец, каждое движение в котором есть часть беседы с невидимыми для обычного человека разнообразными сущностями. Свою роль в ритуальных шаманских танцах играют ритмичные удары бубна и звон шаманских колокольчиков. Основных ритмов бубна восемь, каждый используется для определенной цели: например, ритм змеи – для накопления внутренних сил, ритм быка – для защиты, ритм тигра – для передачи сил другому человеку.

Но наиболее могущественным считается шаман, который входит в транс одной только силой мысли, не применяя никаких «допингов». Хотя прибегает шаман к дополнительным средствам для вхождения в мир духов или справляется собственными силами, в процессе ритуального камлания он теряет почти все свои силы. Случается даже, что он вовсе не возвращается из своего магического путешествия и умирает в процессе ритуала. Поэтому существует запрет просить шамана об услугах по незначительным поводам, иными словами, причина для обращения к нему обязательно должна быть серьезной, когда никто другой не может оказать помощь.

Помощь потусторонних сил

шаман

Наиболее серьезной причиной для помощи шамана, конечно, является болезнь. Любой недуг в шаманской практике лечения рассматривается прежде всего как болезнь духа, нарушение его взаимосвязи с энергетикой Вселенной. Таким образом, прежде чем лечить собственно болезнь, шаман устраняет утечку энергии больного, восстанавливает его взаимодействие с силами природы. Второй этап заключается в активизации собственных сил исцеляемого, направлении его тела, разума и духа на участие в лечении. И лишь затем шаман может приступить к путешествию в мир духов, чтобы отыскать там злые силы, наславшие болезнь, и силой или разумом убедить их оставить больного в покое.

Современные ученые-медики утверждают, что лечение с помощью шаманских практик – процесс как минимум безвредный, а иногда являющийся единственным способом исцелить больного. Нейропсихолог Роджер Уолш в статье «Шаманские техники» пишет: «Такие аспекты шаманского целительства, как отбор пациентов, плацебо-эффект, использование психотерапевтических техник и гипноза, безвредность шаманского вмешательства позволяют нам надеяться на положительные результаты…Шаманское лечение, будучи процедурой прежде всего духовной, - мягкий и действительно безопасный процесс».

(О славянских "шаманах" читайте в статье: " Волхвы – управители языческого мира").

Кроме лечения, шаманы осуществляют и друтие взаимодействия с миром духов. К ним обращаются, когда нужно изменить погоду на более благоприятную. Когда необходимо узнать будущее, тоже идут к шаману. Обычно, это не простой прогноз на какой-то период времени, а предсказание наиболее удачного периода для проведения важных дел. Незаменима помощь шамана в общении с духами предков, когда с ними нужно посоветоваться или оказать им уважение и почет. Если удача отвернулась, ничего не ладится, а впереди важное событие в жизни, и необходима удача – шаман поможет и в этом. Словом, нужно только верить, что из путешествия в мир духов шаман доставит то, что нужно – и чудо произойдет.

Об авторе:

Екатерина Кравцова - историк, исследователь. Живет в Санкт-Петербурге.

Любимые темы для статей - занимательные проявления истории, исторические байки и анекдоты.

Стремится доказать, что история -  это не унылый набор событий, а невероятно интересная наука.

Все статьи Екатерины Кравцовой

Поделитесь своим мнением: