Что такое, граждане, дефицит, и что такое, товарищи, фарцовка? Понятия эти, рожденные в эпоху СССР и умершие вместе с ним, всегда были плотно связаны между собой. О них мы и расскажем в этой статье.
Из-под прилавка
Правда, в свободной торговле до рядовых граждан мало что доходило. Ведь продавцы – тоже люди. И у них тоже есть потребности и знакомые, которых необходимо ради взаимной выгоды иногда радовать дефицитным товаром «из-под прилавка».
Свой среди своих
Скажем, товарищ, ответственный за колбасу, вознамерившись приобрести автомобиль, начинал «подкармливать» ей гражданина, занимавшегося распределением "Жигулей".
А если у «колбасного» товарища таких знакомых не было, то обязательно имелся кто-нибудь другой. Например, уважаемый работник прилавка, на чьих плечах лежала нелегкая ноша реализации чешских кухонных гарнитуров или югославских «стенок». И этот уважаемый работник с удовольствием сводил полезного в будущем «колбасника» с нужным человеком.
Работники торговли – основа среднего класса в СССР, и попасть в его ряды было непросто, но возможно. Если вы и не заведовали магазином, но могли, к примеру, быстро и качественно отремонтировать автомобиль или вылечить зубы так, чтобы пломбы не вылетели через полгода, то у вас имелся шанс стать прочным звеном в цепочке распределения дефицитных товаров. Наиболее ярко взаимоотношения торгового класса показаны в фильме «Блондинка за углом».
Остатки, за которыми с ночи выстраивались очереди со списками, перекличками и обязательными номерами мелом на рукавах. И шанс получить в этих очередях хоть что-нибудь, кроме нервного срыва, особенно, если вы не обладали бойцовскими качествами, можно сравнить лишь с выигрышем в лотерею.
«For sale», значит, «Фарцовка»
Фарцовка начала развиваться в нашей стране в 1960 годах, когда граница чуть приоткрылась, и к нам хлынул поток иностранных туристов. Выглядело все просто: прилично одетые молодые люди, обычно студенты, «вылавливали» гостей из капстран возле гостиниц, в музеях или просто на улице и на довольно сносном английском предлагали «чейндж мани» – выгодный обмен чего угодно на местные сувениры, водку или же на рубли, причем по очень даже приятной цене.
Но лучше всего шла валюта. Какой капиталист откажется обменять свои кровные «баксы» (доллары), «морковку» (финские марки) или «бундесы» (немецкие марки) не по банковскому курсу (в середине 1980-х официальный курс доллара в СССР составлял 88 копеек), а в два или даже в три раза дороже?
Правда, в валютном деле имелся серьезный риск. Если за покупку или тем более за обмен галстука на матрешку фарцовщику практически не грозило наказание, то спекуляция валютой влекла за собой далеко не условный срок (вплоть до смертной казни) с полной конфискацией всего честно и нечестно нажитого имущества.
Но получаемая выгода стоила этого риска. Ведь купленный у иностранца за два рубля доллар продавался уже за четыре рубля «только для своих», а для посторонних покупателей пять, а то и шесть – в зависимости от спроса.
Где купить?
Часто профессиональные фарцовщики «бомбили фирмачей» (налаживали торговые связи с иностранными гражданами) прямо на дорогах. Например, автобусы с финскими туристами, следующие в Ленинград, по договоренности с водителем и гидом, тормозились почти сразу после пересечения государственной границы.
Гостям страны предлагалась импровизированная «поляна» с водкой и шашлыками. А уже в процессе закуски и выпивки шел бойкий обмен товаром и деньгами.
Те из туристов, кто часто ездили в СССР, прекрасно знали о фарцовке и иногда специально везли грошовые по западным меркам вещи для выгодной перепродажи. Джинсы, купленные в европейском «секонде» за три доллара, фарцовщик легко перепродавал за 200 рублей.
Пластмассовые электронные часы из Гонконга стоимостью пять долларов «уходили» уже по 50 рублей за штуку.
Где продать?
В расположенном по диагонали Апраксином дворе существовал комиссионный магазин импортной аудио- видео техники. На полках за прилавком стояли привезенные моряками-«торговцами» двухкассетники по сумасшедшим ценам – две-три тысячи рублей – которые редко кто покупал.
Зато перед прилавком суетилась толпа, в основном состоявшая из продавцов-фарцовщиков ждущих тех покупателей, кто готов приобрести вожделенный двухкассетник с рук, но за чуть более низкую цену.
Напротив Гостиного двора, по адресу Невский-34 располагался магазин «Мелодия» где фарцовщики украдкой раскрывали перед меломанами портфели набитые грампластинками «AC/DC» или широко известной в СССР благодаря своим экстравагантным нарядам группы «KISS». Фирменный диск продавался в районе 50 рублей (советская грампластинка стоила от 2 рублей 70 копеек до 3 рублей 50 копеек), но меломаны за свое удовольствие не жалели денег.
Разумеется, неискушенного покупателя с легкостью могли и «кинуть» – подсунуть завернутую в фирменный пакет тряпку вместо джинсов или модной кофточки (вспомните фильм «Влюблен по собственному желанию») или кирпич, упакованный в коробку из-под японского видеомагнитофона.
С развалом СССР постепенно исчезло понятие вещевого и продуктового дефицита, а большинство фарцовщиков быстро переквалифицировались в бизнесменов.
Кто продолжил заниматься торговлей, кто плотно занялся финансовыми спекуляциями, как Сергей Мавроди, уже не боясь, что его расстреляют, во всяком случае, официальные органы безопасности.
Дмитрий Нагиев и Юрий Лоза ушли из фарцовки в шоу-бизнес. А слова «дефицит», «фарцовка» и «фирмач» теперь можно встретить лишь в толковых словарях.
Прочтите еще: "Что можно было купить на один рубль в СССР?"- 4365 просмотров