Вы здесь

Антуан де Сент-Экзюпери. Последний полет

Антуант де Сент-Экзюпери прожил недолгую жизнь, но успел сделать немало. Он видел мир с высоты птичьего полета, и его чудесные  книги  — сплав серьезных философских размышлений о месте человека на земле, самой чистой романтики и лирической  грусти…

 Граф из Лиона

Сент-Экзюпери в детствеАнтуан де Сент-Экзюпери появился на свет 29 июня 1900 года во Франции, в небольшом в то время городке  Лионе. Отец мальчика принадлежал к графскому роду, и, хотя давно обеднел и вынужден был зарабатывать на жизнь страховым инспектором, его сын унаследовал титул и благородную кровь предков-рыцарей.

Маленький Антуан рос необычным ребенком. В нем как будто было две натуры — одна свойственная всем мальчишкам: любовь к шумным играм, проказам, приключениям, а вторая — тихая и созерцательная. Он мог долгими часами сидеть неподвижно в комнате, устремив взгляд на догорающие поленья в камине, или же читать целыми днями прекрасные и романтические сказки и истории.

Лет в 10  он начал писать стихи - не по-детски грустные и задумчивые, но мало кому показывал их, оберегая свой сложный душевный мир. Антуан так же любил и умел рисовать, учился играть на скрипке. Казалось, что из мальчика вырастет поэтический и творческий человек, который живет в мире фантазий и слабо пересекается с реальностью. Но юный поэт и художник при этом проявлял недюжинный интерес к технике, делал сам разнообразные механизмы и занимался спортом, чтобы быть физически крепким.

А в 12 лет он заболел страстью к авиации — после того как друг семьи, летчик Ведрин, поднялся с ним  в небо.  В то время полеты на первых самолетиках были достаточно рискованными и опасными. И чувство покорения воздушной стихии стало таким сильным для Антуана, что он более не думал ни о чем, кроме авиации.

Но семья не хотела ничего слушать о такой рискованной для графского отпрыска карьере, и юноша, уступив желанию родителей, поступил в школу изящных искусств, дабы получить диплом архитектора.

Новая жизнь

Молодой Сент-ЭкзюпериНо судьба сама пошла навстречу юному графу. В 1921 году его призвали в армию, и попал он в авиационный полк, вначале простым солдатом, который ремонтирует самолеты. Но затем юноша начал учиться пилотированию, с нетерпением ожидая своего первого полета.

Это нетерпение едва не стоило ему жизни. Он так хотел самостоятельно, без инструктора, подняться в небо, что однажды тайком поднялся один в воздух. Но когда он набрал высоту, самолет вдруг перестал его слушаться. Он кружил над аэродромом, и вдруг загорелся двигатель. Антуан с большим трудом сумел посадить самолет и  получил от начальства кучу выговоров. Но от дальнейших полетов его не отстранили  — ведь в этой ситуации он вел себя геройски и показал, что он настоящий, прирожденный летчик.

За время армейской службы он несколько раз совершал перелеты и все больше убеждался в том, что именно авиация — его жизненное призвание.

Но служба окончилоась, Антуан вернулся домой, и с авиацией пришлось временно попрощаться — чтобы заработать на жизнь он вынужден служить на черепичном заводе, а затем страховать автомобили. Но мечты о полете не покидали юношу, он оббивал пороги частных авиакомпаний и в 1926 году ему наконец повезло — Сент-Экзюпери устроился в авиакомпанию «Латекоэр».

Эта работа стала для него настоящим подарком — сбылись все его мечты. Вместо унылых контор и опостылевшей службы страхового агента — жизнь, полная опасностей и приключений. Антуан по заданию компании прокладывал новые трассы, испытывал новые самолеты. Именно тогда он начал писать свои первые художественные произведения — молодого летчика так переполняли впечатления, что он спешил поделиться ими с окружающим миром.

Не менее увлекательной стала его работа начальником аэродрома во французской колонии Марокко, в городке Кан-Джуби. Здесь он написал свою первую книгу «Южная почта». В 1928 году она вышла в парижском издательстве «Галлимар», и французы узнали о полной романтики и приключений работе мужественных летчиков на почтовой трассе «Тулуза — Южная Америка».

В сентябре 1929 года Сент-Экзюпери получил новое назначение — в Аргентину, где он становится директором воздушных линий французской компании «Аэропоста-Аргентина».

В его задачи входило обеспечение безопасности полетов и бесперебойной работы почты  в целой стране, руководство десятками аэродромов. Эта работа должна была быть полностью кабинетной, но Сент-Экзюпери трудно было застать в его офисе. Он сам осваивал все новые маршруты и, лишь убедившись в их безопасности, разрешал полеты своим летчикам. При этом он продолжал писать свои книги. В 1931 году вышла повесть «Ночной полет», восторженно встреченная читателями. А итальянский композитор Луиджи Деллапикола даже написал одноименную оперу.

Планета людей

Сент-Экзюпери перед полетомВ 1930 году Сент-Экзюпери спас от смерти летчика Анри Гийоме, попавшего в снежную бурю над Кордильерами. Рискуя жизнью, он пробирался на своем самолете через тучи и нашел пропавшего пилота…

Сам он тоже не раз разбивался и попадал в тяжелые ситуации. В 1935 году Антуан провел несколько дней в ливийской пустыне, где потерпел аварию его самолет. В 1838 году Сент-Экзюпери разбился в Гватемале. Восемь суток он не приходил в сознание, получив тяжелые травмы головы, несколько переломов черепных костей, сотрясение мозга. После спасения он провел четыре месяцев в больнице, используя время для написания новых книг.

В 1939 году вышла его книга «Земля людей», одно из лучших произведений писателя.

Между тем, землю людей ждало новое, страшное испытание — началась Вторая мировая война. Сент-Экзюпери стал военным летчиком, но по состоянию здоровья его не допустили  до полетов, и он служил инструктором. Однако без полетов он не мог помыслить себе жизни,  и перед желанием вернуться в небо сдались  болезни и доктора — летчик получил разрешение на вылеты. Но Франция капитулировала перед Германией, и Сент-Экзюпери был демобилизован. Он отправился в эмиграцию в США.

Здесь в 1942 году вышла книга «Военный летчик», где он говорил о том, что фашизм будет побежден. В оккупированной  Франции эта книга была запрещена. А писатель в это время создавал своего «Маленького принца», рисуя к нему трогательные иллюстрации акварелью.

 К 1943 году Сент-Экзюпери почувствовал, что он больше не может сидеть в эмиграции и должен вновь лично бороться с фашизмом. Он отправился в Северную Африку, где находилась часть французской авиации, и вновь занял место за штурвалом. На его  теле после всех травм и ранений не осталось ни одного живого места, он не мог без посторонней помощи натянуть комбинезон или влезть в кабину самолета, но писатель продолжал сражаться.

Вскоре врачи опять запрещают ему летать — по состоянию здоровья. Однако Сент-Экзюпери упорно добивается разрешения на  полеты. В 1944 году ему разрешают совершить 5 боевых вылетов. 31 июля в 8 часов 30 минут утра  Сент-Экзюпери поднялся в воздух с аэродрома, расположенного на Корсике, и взял курс на Южную Францию. Горючего в запасе должно было хватить на 6 часов. Но самолет так и не вернулся, и Сент-Экзюпери пропал без вести. Поклонники творчества писателя считают, что он не мог умереть и улетел к прекрасным мирам, когда-то придуманным им самим…

 

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи об артефактах и технологиях прошлого. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Почта: trubinovskaya@yandex.ru  Skype: journal-chronoton

Самые актуальные новости: