Вы здесь

Парашют как вид спорта и средство спасения

Перед прыжком с парашютом инструктор напутствует курсантов:

«Чтобы не совместились два прыжка в одном, — точно выполняйте мои указания!

— А как можно совместить два прыжка? — спрашивает один из курсантов.

— Очень просто. Первый, он же — последний».

Шляпы и зонтики

древний прыжок с парашютомНе исключено, что идея о необходимости парашюта приходила в голову еще далекому предку человека — какой-нибудь обезьяне, неудачно сорвавшейся с кроны высокого дерева. Однако в силу недостатка технических средств появление на свет этого полезного изобретения произошло в гораздо более поздние сроки.

Сведения о самых первых парашютах довольно отрывочны. Если, скажем, прыжки с высоты с помощью подручных средств можно назвать прообразом парашютного спорта, то первенство в этом деле, бесспорно, принадлежит китайцам. В хрониках Поднебесной империи, относящихся к девяностому году до нашей эры, обнаружено повествование о том, как один из правителей спасся из своего охваченного огнем дворца, выпрыгнув из окна верхнего этажа. «Парашютом» императору послужило несколько связанных друг с другом широких соломенных шляп.

Существуют предания о том, как восточные акробаты, с целью развлечения знати, прыгали с высоты и благополучно приземлялись, держа над собой огромные зонты, сплетенные из бамбука и обтянутые тканью.

К примеру, некий французский посланник, прибывший с дружественным визитом в Таиланд, оставил письменные свидетельства о тех забавах, которыми развлекал гостей местный правитель: «Акробаты ловко карабкались на крышу самого высокого дома, замирали на самом краю, а затем бросались вниз. Народ вскрикивал от ужаса — высота была такая, что впору свернуть себе шею. Но эти хитрецы раскрывали над собой по два больших зонта и с их помощью благополучно спускались на землю».

Действующая модель да Винчи

парашют да винчиКонечно подобные «прыжки с зонтом» относятся скорее к области цирковых представлений. Однако в истории встречаются и более серьезные изобретения.

К примеру, изображение парашюта, представляющего собой каркас, обтянутый полотном, обнаружено среди рукописей Леонардо да Винчи. Десятилетиями историки спорили о работоспособности конструкции, нарисованной великим итальянцем.

И только на заре XXI века этот спор разрешил некий Адреа Николас, воплотивший в жизнь идею Леонардо. 26 июня 2000 года он совершил прыжок с воздушного шара на высоте три тысячи метров над Южной Африкой. Андреа прыгнул с парашютом да Винчи, сконструированным из материалов и с помощью инструментов, доступных в Средневековье. Правда, древний парашют оказался достаточно тяжелым (85 килограммов), и потому за несколько сотен метров от земли Андреа, чтобы не быть раздавленным при приземлении, отстегнул его и воспользовался современным парашютом. Но испытатель утверждает, что творение Леонардо полностью выполнило свои функции, и им даже было удобнее управлять, чем современными моделями.

Но, вернемся назад, в прошлое. В конце XVI века итальянец Фаусто Веранцио написал книгу под названием «Новые машины», в которую включил большинство изобретений того времени. В книге имеется рисунок, с изображением человека, прыгающего с высокой башни. В его руках — деревянный каркас, обтянутый материей. Выглядит все это настолько несерьезно, что вряд ли кто-то рискнул бы воспользоваться подобной конструкцией.

Первые прыжки

первый прыжок с парашютомВ 1783 году французский механик Луи Ленорман ввел в обиход термин «парашют» (предотвращающий падение) и создал полужесткую модель конусообразного парашюта, к стропам которого крепилось «сиденье» — этакая корзина, сплетенная из ивовых прутьев.

Ленорман с увлечением тестировал свое изобретение, сбрасывая на нем с высокой башни кошек и собак. Термин «парашют» остался, но никто из людей творением Ленормана так и не рискнул воспользоваться, в том числе и сам изобретатель.

Через год после того, как Ленорман начал во имя науки мучить бессловесных животных, идеей парашюта заинтересовался еще один француз — Жан Пьер Франсуа Бланшар, известный как первый воздухоплаватель, пересекший Ла-Манш на воздушном шаре. Он изготовил парашют в виде огромного зонта со спицами и прикрепил его в раскрытом виде к своему воздушному шару, «на всякий случай».

Очевидно наличие хоть и не испытанного, но все же «спасательного» средства подвигло Бланшара подняться на рекордную для того времени высоту — четыре тысячи метров. К счастью, Бланшару не довелось воспользоваться своим изобретением — шар благополучно вернулся на землю.

В 1797 году воздухоплавателю Андре Жаку Гарнерену пришла в голову мысль отказаться от каркаса и создать мягкий, шелковый парашют с минимумом тяжелых деталей. В нем он воплощает идею некоего Леландеса, предложившего в свое время оставлять сквозное отверстие в центре парашюта, чтобы исключить раскачивание при спуске.

В отличие от Ленормана и Бланшара Гарнерен рискнул испытать свое детище на себе. Его конструкция оказалась настолько удачной для своего времени, что парашютом Гарнерена еще многие годы пользовались большинство аэронавтов, в том числе жена и племянница изобретателя — страстные поклонницы воздухоплавания.

В России также нашлись энтузиасты парашютного спорта. Еще в 1806 году газета «Московские ведомости» писала, что русский воздухоплаватель некто господин Александровский поднялся в воздух на воздушном шаре и совершил оттуда прыжок с парашютом.

Другое дело, что все эти парашюты представляли собой довольно громоздкие конструкции. Они крепились к воздушным шарам в развернутом виде, а потому занимали очень много места. Поэтому отдельно стоит рассказать об одном из изобретателей, вернее об изобретательнице близкого к современным, складного парашюта.

Женщина под облаками

первая женщина парашютисткаНебольшому, тихому городку Цельхаузер (Германия) есть чем гордиться: здесь 22 декабря 1868 года родилась Катарина Паулюс — первая женщина в мире, ставшая  парашютисткой.

Трудно сказать, какие мысли бродили в хорошенькой головке молодой дамы, когда она собственноручно шила свой первый парашют. Конец XIX века — вовсе не то время когда женщины могли позволить себе уйти от домашних забот и окунуться в мир неведомого. Судя по всему «Маленькая Кэти», — так позже прозвали ее репортеры — была редким исключением.

Первый свой прыжок с парашютом Катарина Паулюс совершила 28 августа 1893 года на народном празднике в Нюрнберге. Более шестидесяти тысяч зрителей с замиранием сердца наблюдали, как от зависшего в полутора километрах от земли монгольфьера отделилась маленькая, хрупкая фигурка и бесстрашно ринулась вниз.

Этот прыжок принес «Маленькой Кэти» славу безумно храброй женщины и одновременно породил… злобные нападки прессы. Журналисты все как один ядовито прохаживались по поводу личной жизни Катарины. «Кому нужна супруга, которая большую часть времени “витает в облаках”» — спрашивали газеты. Не остался без внимания и ее практичный, но «нешикарный» наряд — Кэти совершала прыжок в белой матроске, сапогах с отворотами и… мужских шароварах, что было уж совсем неприемлемо. При этом мысль о том, как бы выглядела юбка на женщине, спускающейся с небес, журналистам явно не приходила в голову.

Но Кэти оставляла без внимания выходки газетчиков. У нее были дела поважнее — небо настойчиво звало женщину к себе. За следующие несколько лет бесстрашная дама совершила сто шестьдесят пять прыжков с парашютом и более семисот раз поднималась в воздух на аэростатах.

В 1894 году Катарина пережила страшный шок — во время прыжка с парашютом насмерть разбился близкий ей человек, Герман Латтеманн. В состоянии нервного срыва «Маленькая Кэти» была доставлена в больницу, но друзья и соратники по «воздушной стихии» помогли перенести ей этот удар.

С началом Первой мировой войны даже самые недалекие люди догадались, что парашюты — это не бездумное и рискованное развлечение, а жестокая необходимость. Катарина Паулюс поняла это одной из первых. Небольшое ателье, организованное «Маленькой Кэти» с 1915 по 1918 годы пошило более семи тысяч парашютов-рюкзаков, сконструированных самой Кэти для германских летчиков и тысячу оболочек для аэростатов.

Умерла знаменитая парашютистка в 1935 году в возрасте шестидесяти семи лет. А ровно через год парашютизм был признан международным видом спорта.

 

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Самые актуальные новости: