Вы здесь

"Сумардагуринн Фиртси" - пора встречать лето

В то время как в России весна еще только очень робко напоминает о своих законных правах, и горожане утром мучительно выбирают между зимними и резиновыми сапогами, пытаясь предугадать капризы погоды, в загадочной северной стране Исландия жители уже вовсю готовятся к встрече лета.

Северное лето приходит в апреле

исландияТакие парадоксы связаны не столько с особенностями мироощущения исландцев, сколько с климатическими условиями, не совсем обычными для севера. Исландия расположена между Норвегией и Гренландией, что рождает в уме картины вечной мерзлоты и трескучих морозов, однако средняя температура зимой всего минус один градус по Цельсию. Относительная мягкость климата связана с теплым течением Гольфстрим, которое огибает остров, а также с обилием горячих источников, которые являются чуть ли не главной ландшафтной достопримечательностью этой страны.

Но север — есть север: большая часть территории страны покрыта ледниками и лавовыми полями — следами вулканической активности, так что даже летом температура воздуха не поднимается выше плюс одиннадцати градусов. Добавьте к этому сильный свежий ветер, который дует почти круглые сутки, и вы сможете представить себе исландское лето.

Тем не менее, третий четверг апреля считается началом летнего сезона. И связано это не с теплом, которое приходит на землю, а со значительным увеличением светового дня. Зимой солнце выходит всего на два-три часа, зато летом светло практически круглые сутки. В этом году начала лета выпадает на 19 апреля — день, когда заканчивается долгая полярная ночь. В этот день проходит первый летний праздник с труднопроизносимым названием «Сумардагуринн Фиртси», или Сумарсдаг.

С этого дня в страну самого чистого в Европе воздуха и кристально прозрачной воды, которую можно пить прямо из-под крана, начинается приток желающих посмотреть на гейзеры и голубые льды. Сегодня Исландия остается чуть ли не единственной страной, где сохранилась нетронутой удивительная северная природа, где можно увидеть настоящих китов в их естественной среде обитания, словом, настоящий рай для экотуристов.

«Счастливого лета!»

исландияНо вернемся к рассказу о празднике. Северяне — люди умеренные и даже суровые, никаких излишеств себе не позволяют. Единственный праздник, когда исландцы неумеренно поглощают столь любимое всеми скандинавами пиво, это собственно День пива, который они отмечают 1 марта. Во все остальное время они предпочитают гонки на снегоходах, конкурсы ледяных скульптур, кулинарные соревнования и музыкально-фольклорные фестивали. В первый день лета проходят ставшие традиционными карнавалы, но, увы, в сравнении с южными мероприятиями того же порядка они непоправимо блекнут. Зато неизменной популярностью пользуется фольклорный Фестиваль Искусств, который проходит раз в два года в столице Исландии Рейкьявике.

Вплоть до XIX века первый день лета был самым популярным праздником: в этот день подарков дарили даже больше, чем на Рождество. Летние подарки дарят супругам, детям, родителям и просто друзьям и знакомым. Сейчас эта традиция уже не имеет такого широкого распространения, но приветствия «Gleðilegt sumar!», что переводится как «Счастливого лета!» можно услышать в любой части страны.

В сельской местности первый день лета символизирует начало полевых работ — крестьяне разбрасывают на полях немного удобрений, что является скорее ритуалом, чем реальным сельскохозяйственным мероприятием. Также в этот день ненадолго выгоняли во двор скотину «поразмять копыта», давая и животным почувствовать скорый приход теплого сезона.
Кроме подобных ритуалов и подарков праздник отмечали обильной семейной трапезой. Основу исландской кухни, о чем нетрудно догадаться, составляют рыбные блюда и блюда из морепродуктов, реже готовят мясо, в основном баранину, а вот овощи и злаки на столе исландцев в прежние времена были большой редкостью. Так что чуть ли не главным праздничным блюдом в этот день становились специальные летние лепешки из ржаной муки, которые нам трудно было бы считать деликатесом.

Благодарность богам

исландия одинВ древности этот праздник был тесно связан с именем Одина. Культ Одина требовал обильных жертвоприношений. В языческой Скандинавии жертвоприношение называлось «blot», что переводится «пускать кровь» или «связывать кровными узами», отсюда происходит еще одно название праздника — Сиггблот.

О том, какие жертвы требовал Один, можно получить представление, вспомнив историю: некогда римляне попытались вторгнуться на территорию нынешней Германии, где также был распространен культ Одина. Однако они встретили мощное сопротивление местных племен, возглавленное Арминием. Защитники истребили предположительно две трети римских легионов, а после окончательной победы повесили более 10000 римлян на деревьях в Тотенбургском лесу в Тюрингии. Вот такой солидный дар получил Отец Победителей, или Вотан, как его тогда называли.

Еще одно имя Одина — Hangatý, то есть «Бог повешенных» напрямую говорит о способе, которым ему было принято приносить жертвы. Примечательно, что таким способом приносили не только человеческие жертвы — в зимний праздник Йоль принято «убивать» пироги и другие продукты, чтобы они стали доступны мертвым и богам, которые в этот праздник приходили на землю. Красочное зрелище представляли собой деревья, с «повешенными» на них гастрономическими жертвами.

Жертвоприношения после удачных сражений служили своеобразной платой за помощь Одина в сражении. По верованиям язычников если то, что они просили у богов, сбывалось, то это принадлежало не им, а богам. Соответственно богам причиталась большая и лучшая часть. Именно поэтому качественная амуниция и оружие поверженных врагов отправлялись на дно священного озера или развешивалось на деревьях. Также поступали и с пленниками, хотя их можно было использовать в качестве рабов, что широко практиковалось в других странах. Принадлежать человеку могло лишь то, чего он добился с помощью собственной силы и мощи, без божественной помощи. Поэтому, отдавая богатую добычу богам, они демонстрировали свое смирение и сознание того, что недостойны тех благ, что получили в результате воли Одина.

В эту концепцию прекрасно вписываются «плановые» жертвы, посвященные сезонным праздникам, в том числе и началу лета. Ритуальные пиршества устраивались не для того, чтобы попросить хорошего и мирного года, но чтобы поблагодарить богов за мир и процветание, которое боги решили даровать им в наступающем году. Ибо согласно языческому мировоззрению было бессмысленно просить у богов чего-нибудь особенного, ведь в этом случае полученное принадлежало бы не людям, а той силе, с помощью которой оно было обретено.

В этом смысле нам всем есть чему поучиться — вместо того, чтобы роптать и возмущаться тем, что и лето нынче не жаркое, а зима не снежная, надо радоваться тому, что это лето вообще пришло на нашу землю.

Напомним, что мы рассказывали о славянских праздниках весны и об исландских воротах в Валгаллу, которые входят в 10 самых опасных мест на Земле.

 

Это интересно: