— Ты хочешь, чтобы радиатор вашего автомобиля украшала эта дворовая кошка?
Художник Гордон Кросби задумчиво вертел в руках листок бумаги...
— Это не кошка, – глава отдела сбыта «Ягуара» Ранкин обиженно засопел и попытался вырвать листок. — Ты прекрасно знаешь, как называется наша фирма и Лайонс хочет, чтобы на пробке был ягуар.
— Сам рисовал? — весело прищурился Кросби. — ладно, Билл, не обижайся. Давай попробуем вот так.
Несколько уверенных штрихов профессионала, и рядом с неловким, добродушным котиком появилось поджарое, стремительное тело хищника.
— Ты настоящий художник, Гордон, — обида Ранкина испарялась на глазах.— А фигурку? Сделаешь?
— Для Уильяма Лайонса? Завтра к вечеру...
...История «Ягуара» отличалась отнюдь не стремительностью обитателя американских пампасов, а скорее неторопливой сдержанностью истинного британца. Основанная в 1922 году двумя Уильямами — Лайонсом и Уолмсли, контора первоначально называлась «Swallow Sidecar» и выпускала мотоциклетные коляски, а затем, вплоть до 30-х годов, собирала простенькие, недорогие «Остины».
Первый, изготовленный силами «Swallow Sidecar» автомобиль, названный «SSI», появился на лондонском автосалоне только в 1931 году и привлёк к себе всеобщее внимание дорогим и спортивным видом. Только вот по техническим характеристикам «SS I» ничем не отличался от рядовых собратьев — максимальная скорость 113 км в час отнюдь не соответствовала будущему названию фирмы.
Но прошло еще 7 неторопливых лет и 3.5-литровая версия «SS-100» уже смогла разогнаться до 160-ти км в час. «Сотая» модель честно заслужила и, с подачи Лайонса, (Уолмсли к тому времени покинул фирму), получила имя «Jaguar». Этот автомобиль уже отличала не только спортивность, но и свойственная всем последующим «Ягуарам» элегантность.
А потом началась война. Фирма ремонтировала бомбардировщики «Армстронг» и выпускала компоненты для «Спитфайеров» и «Ланкастеров», но в конце 40-х вновь вернулась к автомобилям. Правда, аббревиатуру «SS» по понятным причинам тихо убрали, и компания стала называться «Jaguar Cars Ltd». Тогда же капот «Ягуаров» украсила знаменитая серебряная фигурка, изготовленная скульптором Гордоном Кросби.
В 1947 году появился леворульный вариант «Ягуара» — следствие блестящего выхода фирмы на американский рынок. А через год под капот автомобилей стал устанавливаться 6-ти цилиндровый двигатель ХК120 мощностью 160 л.с. Этот продвинутый для того времени мотор оказался настолько удачным, что с некоторыми изменениями выпускался почти 40-лет подряд.
Форсированный до 277 л.с. потомок ХК120 принёс фирме спортивную славу. В 1954 году «Ягуар D-Type», три раза подряд победил в гонках в Ле-Мане, за что Лайонс, в свою очередь получил от Елизаветы II звание рыцаря и стал сэром Уильямом Лайонсом.
Рассказывая о «Ягуаре» нельзя не вспомнить потрясающую модель XJ220, до сих пор будоражащую умы коллекционеров.
Концепт был изготовлен еще в 1988 году, но двадцать лет не смогли состарить покорителя асфальта, и весь тираж из 275-ти автомобилей бережно сохраняется поклонниками этого «британского хищника».
В наши годы, несмотря на то, что «Jaguar» принадлежит концерну «Ford», фирма фактически работает самостоятельно. Современные «Ягуары» серии S-type и X-type, XJ и XF, успешно догоняют и «грызут» своих прямых конкурентов — «Роллсов» и «Бентли». Хотя, конечно, рынок берет своё, и преемники сэра Лайонса, умершего в 1985 году, вынуждены наряду с элитными моделями выпускать дизельные модификации и даже кузова «универсал». Но, в любом случае «Ягуар» был, есть и остаётся синонимом комфорта, элегантности и неповторимого духа Туманного Альбиона.
Послевоенные гоночные «Ягуары» имели буквенный индекс и приставку «Type», коммерческие же долгое время назывались «Mark» с цифровым латинским индексом (Mark-VII, Mark-VIII). Интересно, что солидные представительские седаны серии «Mark» от «Jaguar» тоже успешно участвовали и неоднократно побеждали в гонках. Возможно, поэтому от второй маркировки хозяева фирмы в последствии отказались.
- 6736 просмотров