Вы здесь

Пурим - день жребия

Всего на нашей планете насчитывается около 3-4 тысяч различных этнических групп – наций, народностей и племен. И у каждой такой группы, еще не растерявшей свою самобытную культуру, есть праздники, которые помогают людям почувствовать себя частицей своего народа, как бы далеко от родины не забросила их судьба. Для ирландцев это День Святого Патрика, а для евреев – Пур.

Немного истории

пуримИстория любого народа помнит взлеты и падения, что как нельзя более применимо к истории еврейского народа. Один из периодов расцвета пришелся на IV век до н. э., когда евреи вели в Персидском царстве успешную торговлю, занимали важные посты и не были ограничены в гражданских правах.

Однако в период правления Артаксеркса появилась серьезная угроза этому благополучию. В те дни Аман, происходивший из рода Амаликитян, с которым у евреев была вражда со времен Моисея, был возвышен при царском дворе, и по указу все проходящие мимо него обязаны были кланяться ему. Лишь глава еврейской общины Мордехай отказался это делать, помня о заповеди не преклонения ни перед кем, кроме Бога.

За это Аман возненавидел его, а, узнав, что Мордехай – еврей, решил извести не только его, но и весь его народ. Аман пришел к царю с просьбой «очистить персидские владения от одного определенного народа, чьи законы отличны от законов всех других людей». А чтобы пополнить царскую казну злодей предложил пожертвовать на это дело 10000 сребреников.

Так родился указ об истреблении евреев. Любой убивший еврея мог завладеть его имуществом, а это было весьма выгодно многим. День истребления был выбран по жребию и пал на 13 число месяца Адара. Собственно название праздника и происходит от слова «пур» — жребий.

Опустив некоторые исторические подробности, вспомним, что Мордехай был не только главой еврейской общины и министром при царском дворе, но и человеком, который однажды раскрыл заговор против Артаксеркса. Кроме того, он был дядей жены царя – прекрасной Эстер, известной в христианской традиции как Есфирь. Ей то и суждено было спасти свой народ.

Три дня соблюдала она строгий пост, а затем устроила для своего повелителя пир, чем заслужила милость и расположение Артаксеркса. Эстер осмелилась просить царя за свой народ, раскрыв тем самым свое происхождение. Такое поведение грозило женщине смертью, но Артаксеркс очень любил свою жену, к тому же, Аман разгневал его, но отменить свой приказ он не мог. Поэтому он издал другой указ, разрешающий евреям обороняться от своих врагов, защищая свое имущество, а также закрепил их право на отвоеванное у противников добро. В назначенный по жребию день евреи одержали победу над своими врагами, но не позарились на неприятельские имения, ибо воевали не от жадности, а по принуждению.

Так евреи были спасены, а злобный Аман повешен по указу царя вместе со своими сыновьями на дереве, приготовленном им для Мордехая. С тех пор еврейский народ отмечает Пурим, как день избавления от грозившей им опасности.

Свиток Эстер

свиток эстерОдной из традиций этого праздника — это публичное прочтение Мегилат Эстер (Свиток Эстер), где описаны те давние события, что могли стать черной страницей в истории этого народа, но чудесным образом обернулись величайшим праздником. Во время чтения Мегилы собравшиеся в синагоге верующие держат наготове специальные трещотки, называемые грегер, или «колотушка Амана».

Для того чтобы стереть саму память об Амане, верующие внимательно слушают и трещат трещотками, чтобы заглушить его имя, которое произносится по ходу прочтения Свитка. В Пурим чтение Мегилы происходит днем и вечером, чтобы вспоминать о тех событиях и исполнять написанное в свитке: «и дни эти будете вспоминать, и отмечать из поколения в поколение. И память о них не сотрется у ваших потомков…».

13 числа месяца Адара – накануне Пурима верующие постятся в память о трехдневном посте Эстер. Правда, теперь пост соблюдают один день, но он предписан всем взрослым здоровым людям, независимо от того, насколько тяжело им это сделать – по причине нелегкого труда или утомительной дороги. От поста освобождены беременные женщины, кормящие матери, роженицы и больные, даже если нет опасности для их жизни. Так же пост не распространяется на жениха в течение семи дней после свадьбы и участников церемонии обрезания – посаженного отца, моэля и отца ребенка.

Пост длится все дневное время суток — от восхода солнца до выхода звезд, когда и начинается собственно праздник.

Безудержное веселье

уши аманаПурим отмечается обильной трапезой — ведь это праздник веселья и пира. Говорят, что в Пурим еврей обязан напиться до такого состояния, чтобы не суметь отличить слова «проклят Аман» от слов «благословен Мордехай». Возможно, это некоторое преувеличение, ведь евреи в употреблении вина проявляют крайнюю сдержанность, но что касается праздничного стола и праздничной трапезы — здесь действительно царит излишество.

В полдень вся семья, обязательно в полном составе, садится за стол, который буквально ломится от вина и различных яств: кабачки и молодой картофель в сметанном соусе с укропом, кисло-сладкий язык, баранина в горшочке, креплах — треугольные клецки, куриный суп с клецками, ну и конечно, традиционное пуримское блюдо — хоменташен, или «уши Амана». Хоменташен — это сладкие треугольные пирожки с маковой начинкой. Также пекут печенье в виде фигурок различных животных. Есть в этот день надо непременно с хлебом, а вот поститься в Пурим категорически запрещено.

Не забывают в этот день и о своих соседях и родственниках. Другой важной традицией праздника считается мишлоах манот — отправка гостинцев. Каждый человек обязан послать другому, как минимум два гостинца, содержащих два вида продуктов. Как правило, таких гостинцев набирается гораздо больше двух, и в еврейском местечке можно наблюдать пуримским утром занимательную картину, которую очень наглядно описывают книги Шолом-Алейхема: «С раннего утра шлепают по грязи мальчики и девочки, повязанные платочками, в большинстве босоногие, хоть на дворе еще холодновато и порошит снежок. Как затравленные мыши, бегают они торопливо из дома в дом, держа в руках большие подносы, тарелки и тарелочки, блюдца и блюдечки, покрытые белыми салфетками...»

Пуримшпиль и цдака

пурим

Еще одной традицией Пурима являются карнавалы, или пуримшпили, где главная роль отводится детям. В то время как взрослые одеваются в праздничные одежды, дети облачаются в карнавальные костюмы, изображающие действующих лиц этой истории — здесь можно увидеть Эстер и ее дядю Мордехая, Артаксеркса и Амана, и даже первую жену царя — Вашти. Дети разыгрывают пуримские сценки. Также на них лежит обязанность разносить гостинцы и одаривать бедных.

Помогать бедным — еще один обязательный закон Пурима. Обычно дарят деньги, еду или другие необходимые вещи, но подарок непременно должен быть значительным. Такие подарки называют цдака. Приобщение детей к этому процессу имеет глубокий смысл — это не только дает им сознание собственной причастности к празднику и создает преемственность поколений, но и воспитывает в них готовность помогать нуждающимся.

Еще одна причина, по которой цдаку раздают наряженные в карнавальные костюмы дети, это облегчение принятия подарка — ведь даритель не должен поставить одариваемого в неловкое положение.

Другое объяснение обычаю устраивать карнавалы в этот день кроется в скрытом символизме — костюмы меняют человека до неузнаваемости, что служит напоминанием о чуде изменения судьбы евреев, происшедшем много веков назад в Пурим.

Как бы там ни было, Пурим один из самых веселых и светлых еврейских праздников, одинаково любимый верующими и атеистами. Если для последних чтение Свитка Эстер несколько утратило свое значение, то мишлоах манот и цдака – актуальны для всех и во все времена. Ну а всем остальным история этого праздника может послужить напоминанием о том, что злой умысел, против кого бы он ни был направлен, всегда может обернуться против зачинщика.

 

Это интересно: