Судьба Августина Бетанкура кажется нам удивительной. Он немало сделал для Испании и совершил множество подвигов во славу России, которой верой и правдой служил до самой своей смерти. Но, к сожалению, в нашей стране имя этого замечательного человека известно немногим.
Король Канарских островов
Интересна судьба предков этого знаменитого испанца. В середине XIV века в Нормандии появился на свет Жан де Бетанкур — в будущем воин и мореплаватель, мечтавший о завоевании новых земель. В 1402 году он с командой солдат и матросов отправился на Канарские острова в качестве представителя Кастильского королевства — и далеко не с мирными намерениями, а с целью их порабощения.
Вначале был захвачен остров Лансароте. Его судьбу разделили острова Иерро, Фуэртевентура и Гомера. Причем островитяне радушно приняли Бетанкура и подчинились ему — здесь существовала древняя легенда о белых людях, похожих на богов, которые принесут островитянам счастье. Но аборигены жестоко поплатились за свою доверчивость. Все они были взяты в рабство.
Бетанкур стал хозяином Лансароте и Фуэртевентуры и неофициальным правителем всех Канарских островов. Он прожил на Канарских островах до восьмидесяти трех лет, а затем вернулся в Нормандию. За эти годы он обзавелся многочисленным потомством. Многие жители Канар носили и до сих пор носят фамилию Бетанкур с приставкой «де» и без нее. Впоследствии острова вошли в состав Испании. Потомки первого короля всегда оставались богатыми землевладельцами — виноделами и ткачами, причем вполне европейского склада.
Потомок королей
Именно в такой богатой семье появился на свет Августин Бетанкур. Произошло это 1 февраля 1758 года на острове Тенерифе в городе Пуэрто де ла Крус. Полное имя этого выдающегося человека тоже было замечательным — Августин-Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина. Образование мальчик получил самое лучшее — приходящие учителя занимались с ребенком точными науками, учили языкам, развивали художественный вкус.
В 22 года он покинул родной дом и отправился в Испанию получать знания. Августин окончил Академию изящных искусств в Мадриде, где проявил необычайные способности в точных науках. В возрасте 25 лет он продемонстрировал восхищенной публике подъем первого в Испании воздушного шара. Правительство, оценившее способного юношу, после окончания Академии посылает юношу за границу для знакомства с инженерным делом Германии, Голландии и Франции.
В 1787 году испанский инженер закончил Парижскую школу мостов и дорог, приобретя хорошие знания в этой области. После возвращения на родину блестящий механик становится директором королевского кабинета машин и механизмов в Мадриде. На этой должности он занялся любимым делом – изобретательством и усовершенствованием различных механизмов. Он придумал паровую землечерпалку, насосы нового типа и т.д. Кроме того, Бетанкур разработал новые методики отбеливания шерсти, совершенствования добычи каменного угля и т.д.
В 1797 году Бетанкур отправился в Лондон помогать английским инженерам в создании механизмов для добычи золота и серебра. Работал он так усердно, что его обвинили в промышленном шпионаже и отправили восвояси. Через год Бетанкур принял самое активное участие в создании первого телеграфа в Испании. В 1799 г. ученый стал генералом-инспектором путей сообщения, а затем занил должности интенданта провинций, члена совета финансов, интенданта армии и главного директора почт. В 1802 году Бетанкур открывает Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов и руководит ею в течение пяти лет.
В соавторстве с мексиканским математиком Хосе Мария Ланцем он издал классический «Курс построения машин», ставший учебником для многих поколений механиков.
Но вскоре Церковь обвиняет Бетанкура в…. сношениях с дьяволом посредством построенного им телеграфа. Плюс наветы завистников, разногласия с правительством — и Бетанкур оказывается парией в Испании.
В Россию
Русский посланник в Мадриде И.М. Муравьев-Апостол не преминул воспользоваться затруднительным положением видного инженера и предложил ему пойти на службу русскому царю, заманивая замечательными перспективами. И испанец принял выгодное предложение. К слову говоря, Россия всегда считалась обетованной землей для иностранцев, и не одно зарубежное состояние было сколочено именно на наших бескрайних просторах. Бетанкур зачисляется в свиту его величества для особых поручений в чине генерал-майора и служит в Ведомстве путей сообщения.
Александр I поручает Бетанкуру разработку проекта первого в России транспортного учебного заведения, в котором изучались бы и общие науки и инженерные тонкости. Новоявленный институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне университет путей сообщения) разместился во дворце на Фонтанке, купленном у князя Юсупова, а Бетанкур был назначен его инспектором. Он сам подбирал преподавателей, читал лекции студентам — графским и княжеским сыновьям. Кроме того, по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало системе среднего специального образования в России.
В 1816 году Бетанкур получил чин генерал-лейтенанта и возглавил Комитет строений и гидравлических работ в Петербурге, а в 1819 г. стал директором Главного управления путей сообщения. Он много путешествовал по России, знакомясь с ее системой сухопутных и водных дорог. В докладе императору он отмечал, что в России слабо используются многочисленные пути сообщения, и предлагал методы решения одной из двух основных российских бед. В 1818-1822 при участии Бетанкура была построена первая крупная в России шоссейная дорога Петербург — Новгород — Москва.
Славные дела
Августин Бетанкур слыл чрезвычайно порядочным и мягким человеком в отношениях с подчиненными. В свою команду он собирал профессионалов и каждому старался предоставить возможность для полного и всестороннего проявления талантов и способностей. Причем Бетанкур умел все делать сам — до последней инженерной мелочи.
Под его руководством переоборудовали Тульский оружейный завод — там установили паровые машины, а в Казани возвели литейный цех для производства пушек.
Морские дела также не остались без внимания инженера. По его расчетам было произведено углубление порта в Кронштадте. При помощи изобретенной Бетанкуром паровой землечерпательной машины проложили канал между Ижорским заводом и Петербургом.
В 1817 году в Москве под его руководством был построен Манеж— здание размером 166 на 44 метра. Его особенность заключалась в том, что здесь не имелось ни одной колонны. Такое смелое решение было применено впервые в мировой практике и потребовало от Бетанкура точных расчетов. Манеж пережил очень многое, но уникальная конструкция пострадала только от сильного пожара, случившегося в прошлом году. Реставраторы работали над тем, чтобы восстановить уникальное здание именно в соответствии с замыслом его создателя.
В Нижнем Новгороде Бетанкур создал ярмарочный комплекс (собор, Гостиный двор, каналы), не имевший себе равных в тогдашнем градостроительстве. Сам Бетанкур считал, что многолетним трудом создал архитектурный ансамбль, «один из замечательнейших в Европе, производством которого я полагаю оказать истинную пользу России».
По проектам Бетанкура были также построены Георгиевская церковь на Большеохтинском кладбище и Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село.
Деньги и мосты
Одно из самых выдающихся достижений Бетанкура — здание Экспедиции для изготовления государственных бумаг (ныне Гознак). Также он принял самое деятельное участие в ее оснащении новым оборудованием. Более того, инженер занимался и дизайном российских денег и даже их защитой от подделок. Так, предложенный Бетанкуром способ защиты денежных билетов («двойное тиснение») нашел применение в банкнотах ряда стран, в том числе в билетах банка России образца 1997 г.
После окончания этих грандиозных работ, Бетанкур тесно занимался строительством, стал одним из основоположников российского мостостроения. Под его руководством были построены арочные мосты в Ижоре, Петергофе, Туле, на Московском шоссе, Исаакиевский понтонный мост через Неву, мост через Малую Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге... Кстати, последний — единственный мост, уцелевший в Петербурге при наводнении 1824 года.
В число многих обязанностей выдающегося инженера-архитектора входила и работа в составе комиссии по строительству Исаакиевского собора в Петербурге. Леса и подъемные механизмы, созданные по чертежам Бетанкура, позволили поднять и установить все колонны Исаакиевского собора. Испанец лично занимался расчетами фундаментов, проектированием лесов и подъемных механизмов. Позже, после смерти инженера, по этому же принципу был воздвигнут и Александрийский столп.
14 июля 1824 года Августин Бетанкур скончался. Огюст Монферран соорудил гениальному инженеру памятник на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. В 1979 году прах Бетанкура и надгробие были перенесены на кладбище Александро-Невской лавры.
- 10163 просмотра