Вы здесь

Короткая жизнь российского Царь-танка

Архивы военных ведомств хранят в себе немало проектов боевой техники, которая так и не появилась на полях войны. Некоторые из разработок способны поразить своей фантастичностью, другие же вызывают только удивление и смех.

Машина Хетерингтона

Машина ХетерингтонаЖивой пример неуемной фантазии изобретателей смертоносных игрушек — танки на гигантских колесах. Еще в январе 1915 года майор Службы морской авиации британского Адмиралтейства Хетерингтон представил своему руководству проект постройки огромной боевой колесницы. Три гигантских колеса, каждое высотой с четырехэтажный дом, должны были тащить на себе платформу с тремя бронированными башнями.

Каждая из башен несла в себе два 4-дюймовых орудия. Высота всей стального чудовища составляла 14 м, а планируемая скорость — 13 км/час. Передвигаться 300-тонный монстр должен был с помощью 800-сильного дизельного двигателя. Хетерингтон утверждал, что на таких огромных колесах его детище безостановочно преодолеет любые рвы и овраги, может форсировать реки и однозначно внесет страх и смятение в ряды противника.

В феврале того же года британское военное ведомство создало специальную комиссию по рассмотрению невиданного проекта. Инженеры более подробно и внимательно просчитали все характеристики и выяснили, что весить такая машина будет не менее 1000 тонн, скорость ее не превысит 3 км/час, а самое главное — подобные гиганты явились бы просто идеальной мишенью для вражеских пушек. В результате проект был отвергнут и англичане сосредоточились на более перспективном виде вооружений — гусеничных танках.

Одержимый изобретатель

царь танк лебеденкоОсенью 1916 года Генеральный штаб русской армии получил совершенно секретные сведения, в которых говорилось о разработках англичанами сухопутных боевых машин. Упоминалось в них и изобретение британского майора. Касательно последнего в архивах сохранилась резолюция начальника Главного военно-технического управления генерал-лейтенанта Г. Г. Милеанта: «Таких чудовищ мы делать не будем, так как у нас есть свое подобное».

У Гавриила Георгиевича Милеанта имелись все основания отправлять в мусорную корзину подобные проекты. Дело в том, что «свое подобное» к тому времени уже целый год безуспешно пытались вытащить из подмосковных болот. Речь идет о небезызвестном «Нетопыре» или Царь-танке капитана Русской армии инженера Николая Лебеденко.

Свою лабораторию по военным изобретениям Лебеденко организовал в 1914 году, взявшись за разработку бомбосбрасывателя для самолета «Илья Муромец». Обосновался неутомимый инженер в Москве в доме князя Щербакова. Под предлогом обсуждения тонкостей создаваемого механизма Лебеденко встретился с «отцом русской авиации» Н. Е. Жуковским, которого и попросил между делом сделать технические расчеты для некоего гениального изобретения.

На чертежах Лебеденко изобретение имело вид гигантского пушечного лафета с двумя колесами высотой порядка 9 метров каждое. На бронированном «лафете» должны были находиться две пушки и четыре пулемета «Максим». Управлялась чудовищная машина с помощью сравнительно маленькой, в человеческий рост, задней тележки, на которую опирался «хвост» гиганта. Для обслуживания мастодонта планировалась команда из десяти человек.

Жуковский заинтересовался машиной с чисто технической точки зрения, и даже сделал для нее некоторые расчеты, в частности спроектировал спицы гигантских колес. Для более детальной разработки Николай Егорович порекомендовал Лебеденко двух своих племянников — А. Микулина, будущего конструктора авиамоторов, и Б. Стечкина, в дальнейшем — видного ученого в области аэромеханики.

Инженеры с энтузиазмом приступили к проектировке боевого аппарата. Общий расчет конструкции проводил Стечкин. Микулин же разработал оригинальную силовую передачу, и редуктор, позволявший успешно использовать на каждом колесе свой высокооборотный двигатель «Майбах». Моторы, которые планировалось установить на монстре, были сняты с подбитых немецких «Цеппелинов». Проектная масса колесницы составила 40 тонн, скорость (в проекте) — около 17 км/час.

Хитрый ход

царь танк лебеденкоПараллельно с расчетами инженеры изготовили из красного дерева модель будущего Царь-танка, уменьшенную в 30 раз. Лебеденко был не только неплохим инженером, но и опытным царедворцем, игрушка у него получилась — глаз не оторвать: тщательно отполированный деревянный лафет, никелированные колеса и плюс к этому — скрытая пружинка, заставлявшая модель двигаться. Упаковав изделие в дорогой ларец, Лебеденко представил его на суд князю Львову. Князь полюбовался этим творением и сделал вывод, что подобную игрушку не стыдно показать государю.

Получив аудиенцию, инженер кратко описал Николаю II достоинства своего изобретения и, не ведя долгих разговоров, завел скрытую в недрах игрушки пружинку. Деревянный «Нетопырь» шустро забегал по комнате, чем вызвал неподдельный восторг государя и придворных. Вдоволь позабавившись игрушкой, император щедрой рукой выделил Лебеденко 210 тысяч рублей на постройку настоящего Царь-танка, а деревянную забаву оставил себе. Само собой, инженера это не расстроило — свою модель он изготовил именно с расчетом поразить государя, а полученные деньги говорили о том, что Лебеденко выбрал правильный подход.

Катастрофа

царь танкТеперь можно было приступить к постройке машины. Сборка деталей корпуса Царь-танка проводилась в Москве у Хамовнических казарм, колеса же мастерились в 60 км от Москвы под городом Дмитровом. Колеса представляли особую проблему для транспортировки, поэтому испытания решено было проводить в районе их изготовления.

Первая незадача возникла по вине сталепрокатчиков: толщина полученного листового металла превышала расчетную, в результате чего масса «Нетопыря» увеличилась в 1,5 раза. При таких условиях мощности двигателей могло не хватить, но, инженер понадеялся на авось, и постройка мастодонта продолжалась.

К августу 1915 года все было готово. Части машины доставили на станцию Орудьево, под Дмитровом, — в этом глухом районе планировалось испытать детище Лебеденко, и там уже находились гигантские колеса. И вот закончились последние приготовления, двигатели завелись и «Нетопырь» медленно и уверенно покатился вперед, ломая невысокие деревья. Участники испытаний уже готовы были праздновать победу, как вдруг случилась неприятность: задняя тележка-руль попала в неглубокую канаву и застряла там. Двигатели ревели, колеса неторопливо поворачивались, с каждым разом уходя все глубже в мягкий грунт, а «Нетопырь» стоял как вкопанный.

Испытания закончились полным провалом! Лебеденко еще долго суетился, доказывал, что машина вполне работоспособна, необходимо только увеличить мощность двигателей и изготовить поворотную тележку больших размеров, но Николай II уже потерял к монстру всякий интерес. К тому времени кто-то из приближенных указал государю на те недостатки, которые англичане заметили в первую очередь: подобные гигантские машины слишком уязвимы, достаточно одного снаряда, попавшего в колесо (а в него трудно не попасть), и Царь-танк станет неподвижной мишенью. Плюс к этому невозможность ведения стрельбы в секторах, перекрытых колесами. Финансирование прекратилось. Еще долгое время инженер пытался вытащить свое изобретение из болот, но революция и Гражданская война поставили окончательный крест на стальном чудовище.

До 1923 года боевая машина ржавела в лесу, затем, по слухам, окрестные крестьяне разобрали ее на металлолом, утащив по непонятным причинам в первую очередь чудовищные колеса.

В ноябре 2004 года «Космопоиск» организовал экспедицию в лес, где проводились испытания русского чудо-оружия. Кстати говоря, местные жители так и называют это место: «Лес танка». Помимо старых окопов и блиндажей, были обнаружены колеи от гигантских колес (расстояние между колеями 7 метров). Самая интересная находка — часть металлического цилиндра диаметром 2 метра, возможно, остатки верхней башни монстра.

Поисковики утверждают, что многие части танка так и лежат с тех пор в мягком грунте первого в мире танкового полигона. Если так и не повоевавший Царь-танк обнаружит себя и позволит восстановить в первозданном виде, то он сможет занять достойное место рядом с никогда не стрелявшей Царь-пушкой и с никогда не звонившим Царь-колоколом.

 

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Самые актуальные новости: