Вы здесь

История ралли «Париж-Дакар»

Далекий 1977 год… Молодой французский мотогонщик Тьерри Сабин принимает участие в ралли Абиджан-Ницца. На одном из этапов он теряется в пустыне Сахара. Несколько дней юноша провел в песках, практически без еды и воды. Спустя несколько дней его, полуживого и истощенного, нашли бедуины и помогли добраться до лагеря… 

Приключения в Сахаре

Тьерри СабинСабин, потрясенный пережитыми трудностями, тем не менее, решил испытать себя еще раз. А фантастические красоты пустыни настолько поразили его воображение, что гонщик был уверен – найдется немало желающих увидеть первозданную природу Африки...

Тьерри придумал сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, который начинался в Париже, а заканчивался в столице Сенегала Дакаре… Так появился на свет знаменитый супер-марафон ­­- ралли «Париж-Дакар».

Первая гонка состоялась 26 декабря 1978 года. В ней приняло участие 182 экипажа, но до финиша добралось только 74 – далеко не все смоли справиться с трудностями, которые поджидали раллистов в пути…

Но это обстоятельство только добавило «шарма» «Париж-Дакару», и на следующую гонку собралось уже гораздо большее количество участников, желающих испытать себя в изнурительном марафоне и полюбоваться экзотической красотой пустыни.

Надо сказать, что принять участие в ралли можно практически на любом виде автотранспорта (если, конечно, вы уверены, что ваше средство передвижения способно передвигаться по пескам, горам и джунглям). Это могут быть джипы, грузовики, мотоциклы или квадроциклы. Если обратиться к статистике и посмотреть, на каких именно автомобилях добрались до финиша победители, то можно выявить самые крутые фирмы-производители.

Среди автомобилей, способных выдержать большое африканское приключение, явным лидером является «Митусубиши Паджеро», затем следуют «Пежо», «Порше» и «Рейнж Ровер». Лучшим выбором мотоциклистов, безусловно, остается «КТМ», на задние колеса которому наступают «Хонда» и «Ямаха».

А вот среди грузовиков «рулит» российский «Камаз», соперничать с которым с переменным успехом пытаются «Мерседес» и «Татра». Маршруты, по которым проходил «Париж-Дакар», постоянно менялись. Гонка стартовала из Парижа, Лиссабона, Барселоны, Гранады, Марселя, но как правило, за редким исключением финишировала в Дакаре, на знаменитом Розовом Озере. Поэтому «Париж-Дакар» официально стал называться ралли «Дакар», но в сознании миллионов людей он остался под старым названием…

Бизнес на мусоре

Далеко не каждый человек может позволить себе участие в «Париж-Дакар». И не только из-за трудностей, которые ожидают его в пути, но и по материальным соображениям. Заявочный взнос на ралли стоит 100 000 евро. Конечно, без спонсоров и рекламы на бортах автомобиля здесь не обойтись. Правда, внеся требуемую сумму, участникам уже не приходится беспокоиться ни об еде, ни о заправке.

Комментарий очевидца.

париж дакар«В 2007 году мы побывали на ралли «Париж-Дакар» - на трассах, спецучастках, беседовали с участниками. Информацию получали из первых рук, увидели и узнали много интересного… Например, о бытовой стороне ралли. Пока участники преодолевают обычные дороги и спецучастки (трассу повышенной сложности, которая может проходить в песках, саванне, джунглях или горах), передвижной лагерь следует в место очередной стоянки.

Когда раллисты прибывают на отдых, их ждет ужин, заправка, ремонт машин. Бензин на местных заправках во время ралли не приобретается, так что заработать на этом местному населению не удается. Французская фирма, выигравшая тендер на снабжение горючим «Париж-Дакара», везет его в огромных бензовозах по всему маршруту следования. А с утра участников ждет завтрак, и они вновь отправляются в путь.

Надо сказать, что по пути следования ралли участники и обслуживающий персонал «Дакара» практически ничего не покупают в местных магазинах и никогда не питаются в общепите. Особенно в Африке, где в местных магазинах и забегаловках страшная антисанитария. Мы, например, приобретали только продукты в упаковках и бутилированную воду.

Впрочем, в некоторых африканских странах, особенно, в Марокко, достаточно приличный уровень сервиса, есть хорошие рестораны и бистро, огромные супермаркеты, ничуть не уступающие европейским. И надо сказать, что именно ралли «Париж-Дакар» сыграло большую роль в развитии этой страны.

Именно для того, чтобы обслуживать туристов, следующих вслед за марафоном, здесь появилась развитая сеть магазинов и отелей. И дороги в этой стране тоже теперь отличаются вполне европейским качеством – хорошее покрытие, разметка, заправки, стоянки, СТО на каждом шагу. Здесь существуют достаточно приличные автобаны и даже платные дороги. Кстати, в отличие от остальной части Африки, здесь много достаточно приличных автомобилей, в основном немецкого и французского производства».

Надо заметить, что ралли «Париж-Дакар» является очень хорошим источником доходов для населения стран, по которым проходят трассы. Происходит это из-за огромного наплыва туристов из Европы и США, желающих воочию полюбоваться марафоном. В результате отели городков и деревень по всей трассе переполнены, и порой приходится селиться у местных жителей.

Комментарий очевидца:

«В некоторых городках на трассе мы селились у аборигенов. Выглядело это так – двор где-то на окраине, практически каменный мешок, в котором можно поставить машину и рядом с ней палатку. Или же маленькая клетушка, в которой еле умещается кровать. А стоит это удовольствие 15 евро на человека. Впрочем, в любых самых захудалых деревеньках нас ждал горячий душ – смыть песок и усталость с дороги»…

Предприимчивые местные жители неплохо зарабатывают на ралли – за день порой больше, чем за весь год. К местам проведения «Париж-Дакара» стекаются и различные сомнительные личности. Проституция, к примеру, в эти дни переживает настоящий подъем…

Особым источником дохода является предоставление страждущим туристам различных экзотических развлечений – сафари, катание на верблюдах, квадроциклах или джипах.

Кстати, после самого ралли самой модной приманкой для публики является фраза – вы можете проехать по подлинной трассе «Париж-Дакар» на внедорожнике! И гордые туристы ощущают себя крутыми – такими же, как настоящие раллисты…

Местные ремесленники готовятся к ралли заблаговременно. Толпы праздных туристов сметают все сувениры, которые выставляют на продажу аборигены. И коробки и мешки, предназначенные для экзотических национальных товаров, запасливые аборигены начинают заполнять задолго до ралли. Различные маски, бусы, сувениры, фигурки зверьков - все идет в ход.

Широко развертывается и торговля футболками с фирменной символикой ралли, а также различными национальными одеяниями, типа бурнусов или чалмы бедуинов.

Рисайклинг-игрушкиОсобое место занимают игрушки, изготовленные из… технических отходов, оставшихся от самого ралли и туристов, тусующихся вокруг него. Африканцы очень трепетно относятся к загрязнению своей страны. Вспомните знаменитый фильм «Когда боги сошли с ума» - главный герой, бушмен, прошагал через весь континент, чтобы избавиться от бутылки из-под Кока-колы, выброшенной в саванне американцем.

Но сейчас аборигены придумали куда более рациональные метод для избавления от мусора - «рисайклинг-игрушки» (от английского «recycle» – повторное использование отходов). Туристы оставляют множество жестяных банок, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, коробок из-под сигарет. И из этого мусора меными жителями изготавливаются человечки, зверушки, деревья и машинки.

Кстати, о машинках. До появления «Париж-Дакара» местные жители не видели такого количества разнообразных марок автомобилей, и увиденные диковинные машины столь поразили их воображение, что стали излюбленными моделями для игрушек. Надо сказать, что выброшенные участниками «Париж-Дакара» запчасти, покрышки, даже корпуса сломанных автомобилей тоже активно используются для рисайклинг-игрушек.

Туристы охотно скупают эти сувениры, а рисайклинг стал серьезным финансовым подспорьем для местных жителей… Рисайклинг-игрушки порой изображают знаковые для африканцев предметы.

Комментарий очевидца:

«В африканских странах очень много стареньких автобусов, превратившихся в культовые объекты. Это «Мерседесы» и «Рено» 70-х годов, рассчитанные на 12 человек. Но набивается в них человек по 30, которые вывешиваются из окон, сидят на крышах. Изображения этих автобусов продаются на открытках и фотографиях.

А местные детишки мастерят их из консервных банок, а потом продают туристам. Впрочем, большинство детей не занимаются ремеслами и торговлей, а попросту выпрашивают деньги у туристов, и этим не только кормятся сами, но и обеспечивают родителей.

В городках и деревеньках, по которым проходит «Париж-Дакар» снуют толпы детишек в лохмотьях, которые кричат «Кадо! Кадо», что означает «подарок». И всегда получают достаточно приличные для них денежные суммы или вещи и продукты.

Кровавое озеро

париж дакарНо далеко не все в истории гонки выглядит столь идиллически. Легендарное Розовое Озеро в Сенегале, где финишировал «Дакар», журналисты переименовали озеро в «Кровавое» - потому что в истории ралли имеется немало человеческих жертв…

Одним из первых в этот трагический список попал сам Тьерри Сабин, погибший в 1986 году при аварии вертолета в Мали. В тот день случилась страшная песчаная буря, и вертолет врезался в дюны. Вместе с основателем «Париж-Дакара» погибли пилот Франсуа-Ксавье Банью, радист Жан-Поль Лефюр, журналистка Натали Оден и певец Даниэль Балавуан, который перед этим сам несколько раз участвовал в ралли.

Список жертв «Париж-Дакара» увеличивался с каждым годом. С 1979 года на ралли погибло 54 человек – среди них были сами спортсмены, журналисты и местные жители. Самое страшное, что основными жертвами становились дети, которые перебегают дорогу перед несущимися автомобилями.

В 2006 году скончалось сразу три ребенка из Африки — 10, 12 и 13 лет. Спустя год, после трагической гибели гонщика Элмера Саймонса из Южной Африки Ватикан выступил с резкой критикой ралли.

Официальная газета Ватикана – «Osservatore Romano» назвала гонку кровавой и безответственной. Она писала: «За гонкой тянется кровавый след, который подчеркивает насильственную составляющую, лежащую в основе любой попытки экспортировать западный образ жизни на Восток».

Помимо этого, Ватикан возмущался загрязнением первозданной природы Африки: «С циничным отношением к действительности тех стран, через которые проходит гонка, автомобили, мотоциклы и даже огромные грузовики на головокружительной скорости бросаются в пустыне, где их корпуса часто остаются лишь ржавыми памятниками безответственности».

Комментарий очевидца.

«Гибель детей на ралли «Париж-Дакар» в основном связана с безалаберностью родителей. В любых населенных пунктах на пути следования машин стоит охрана и волонтеры в оранжевых жилетах, которые ограждают трассу от любопытных жителей, буквально рвущихся под колеса автомобилей. В деревнях и городах организатора ралли наблюдают за скоростным режимом и вводят ограничения – больше 60 км в час двигаться нельзя».

Но, однако, Ватикан требовал закрыть ралли, и на следующий год оно не состоялась. Правда, причина оказалось другой. Накануне гонки, 24 декабря 2007 года в Мавритании были убиты четверо французских туристов. Из-за угрозы терактов французское правительство отменило «Париж-Дакар».

Комментарий очевидца.

«Мы беседовали с полицейскими в Мавритании, где произошло убийство французов. Они утверждают, что терактом здесь даже и не пахло. Европейские туристы слишком бурно отпраздновали католическое рождество. В мусульманской стране, заметим, и их буйное веселье не понравилось местным.

Мавританцы утверждают, что туристы вели себя чересчур вызывающе. Конечно, убийство – это не укладывается ни в какие рамки. Но местному населению отнюдь не выгодна отмена «Париж-Дакара», вокруг которого они кормятся, и местная полиция прилагала все силы для безопасности участников. Но, увы, к каждому бандиту личного полицейского не приставишь».

Спортсмены понесли огромные убытки и были весьма возмущены. Но ничего сделать уже было нельзя – ралли «Дакар-2008» отменили. А в 2009 году онa прошлa в Южной Америке - власти Чили предложили провести гонку в их стране - пустыня Атакама ничуть не хуже Сахары.

Но многие раллисты не хотят расставаться с Африкой. И специально для них появилась гонка «Africa Race», которую организовал бывший директор «Париж-Дакара» Юбер Ориоль. Проходит она по тому же маршруту и в то же время, что и настоящий «Париж-Дакар». И участники могут испытать на себе слова, сказанные некогда Тьерре Сабином «"Дакар" ­- это вызов для тех, кто участвует, и мечта для тех, кто остался позади»…

 

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи об артефактах и технологиях прошлого. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Почта: trubinovskaya@yandex.ru  Skype: journal-chronoton

Самые актуальные новости: