Йоль — древний языческий праздник, который празднуют 13 ночей и 12 дней. Он начинается в самую длинную ночь, именуемую иначе «ночью матери». На годовом колесе кельтов эта точка — одновременно и смерть и рождение: ей завершается один годовой цикл и начинается другой.
Колесо года
Само слово, давшее название празднику, по общепринятой версии означает «колесо», что наиболее точно отражает суть праздника — цикличность времени, соединение конца и начала. Также название праздника связывают с одним из имен Одина (Йольмир), который является хозяином этого торжества. Однако бал он правит не единолично: большое значение отводится дисам — женским божествам родовспоможения и судьбы.
В «Ночь матери» Перхта рождает молодого бога света Фрейра и в ту же ночь он начинает борьбу со старым королем. В течение 12 дней и ночей, символизирующих 12 месяцев года, идет эта борьба, и когда, наконец, Фрейр побеждает, наступает светлая половина года.
Многие традиции Йоля связаны с культом плодородия. В эти дни накрывают обильный стол, где присутствует много ритуальной пищи, которую едят сами и оставляют в жертву душам предков и богам. Это хлеб, печенье, горох, бобы, икра и мак, но центральное место занимает свинина — в честь священного вепря Фрейра. Правда, в Исландии его место занял баран, но принципы обильной праздничной трапезы это никак не нарушает. Все остатки жертвенной пищи кладут под плодовые деревья, как залог будущего богатого урожая.
Как и многие праздники, Йоль связан со светом и огнем. В эти дни поджигали колеса, обернутые сеном, и спускали с холмов в долины. От этих же колес поджигали козлов из сена, символизирующих бога Тора. Огненные колеса, обильные трапезы, гадание в праздничные дни — все эти традиции в той или иной форме присутствуют и у славянских народов.
Двенадцать ночей гостеприимства
По древним поверьям в эти 12 ночей все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини спускаются на землю, мертвые выходят из подземного мира. В это смутное время немудрено встретить и эльфа, и тролля — кто угодно может постучаться в дом. Чтобы не обидеть духов в эти дни не принято отказывать в гостеприимстве кому бы то ни было — любой путник получит стол и ночлег. А по славянским традициям, ночи Йоля, совпадающие по времени со святочной неделей, благодатное время для колядования — ведь под маской может скрываться любой дух, посетивший в эти дни землю.
В древней Скандинавии был распространен обычай, не только оставлять пищу приходящим духам предков, но и спать все эти ночи на полу, уступая свои постели посетителям из иного мира.
Также широко распространен обычай, гадать в эти дни: по двенадцати дням после рождения молодого бога судят о том, как пройдут двенадцать месяцев следующего года. Все сказанное и сделанное в это время приобретало особое значение, в Йоль загадывали, что следует сделать в грядущем году, давали клятвы и обещания, имевшие наибольшую силу.
Полено
Из других праздничных атрибутов стоит отметить йольское, или позднее рождественское, полено. В большинстве вариантов дерево для этого полена находят за 12 часов для праздника, и оно должно гореть в камине все 12 дней, согревая своим теплом дом. Для йольского полена чаще всего выбирают дуб или яблоню. Обычно это сухое, но не поваленное дерево. Во всех традициях на полене должна присутствовать кора. Огонь йольского полена не только согревает людей, но и помогает окрепнуть молодому солнцу, как бы подпитывает его своей энергией, которую солнце потом передаст животным и растениям.
Пепел йольского полена считался целительным, его хранили на случай болезни, подсыпали в корм домашним животным, чтобы получить больший приплод, зарывали в землю для богатого урожая. В Германии обуглившееся полено считалось еще и оберегом от грозы. Его хранили весь год и в случае грозы клали в очаг, чтобы предохранить дом от удара молнии. У многих народов принято поджигать новое полено от остатков прошлогодней головни.
В нынешнем веке не так уж часто увидишь в доме камин, куда можно было бы положить йольское полено, но во многих странах оно переместилось из очага на праздничный стол. Шоколадный рулет с украшениями в виде цветов и листьев — распространенное лакомство зимних праздников с успехом заменяет деревянный чурбан.
Кот, козел и ряженые
Еще одной йольской традицией стало заканчивать все начатое до самой длинной ночи в году. К вечеру все домашние дела должны быть завершены, дом украшен и прибран, а йольский венок из еловых веток должен стоять на почетном месте в «сердце дома». Этим же вечером вся семья должна отправиться в баню или сауну, чтобы перед великим праздником предстать чистыми и душой и телом.
К празднику должны были быть закончены не только повседневные дела, но и сезонные работы. В Исландии, где основу хозяйства составляли овцы, к Йолю должна была быть обработана и спрядена вся шерсть. Завершенность процесса контролировал йольский кот — это существо приходило в дома и проверяло, у кого нет новой шерстяной одежки. Традиционно, те, кто уже завершил работу, мог купить себе обнову, и лишь лентяи и недотепы не могли себе этого позволить. Таких нерадивых кот наказывал: в лучшем случае они оставались без праздничного угощения, а в худшем могли сами попасть на праздничный стол. По некоторым поверьям кот мог даже украсть ребенка, которому родители не потрудились купить новую одежду.
В Финляндии и Норвегии сходные функции выполняет йольский козел. Он ходил по домам и проверял, все ли работы по дому сделаны, чисто ли в доме, приготовлены ли положенные кушанья. Чтобы его задобрить хозяйки оставляли специальное угощение — шанежки и варенье из морошки. Сходные традиции есть и у других народов. У славян во время Коляд, приходящихся на этот же период, ряженые заходили в дома, и смотрели, допрядена ли кудель у хозяйки и сколько мотовил пряжи уже готово.
Древо жизни
Другой важной традицией Йоля является украшение вечнозеленого дерева. Так что, сами того не подозревая, мы все празднуем этот праздник — ведь в каждом доме в это время появляется зеленая елка, украшенная огнями и плодами.
Ель издавна является символом плодородия, жизни и здоровья, она же — символ мирового древа, Иггдрасиль, которое щедро делится с нами своими дарами. Игрушки в форме плодов или просто шаров, а также настоящие яблоки, орехи, печенье и конфеты — символы даров мирового дерева, и одновременно жертвы, посвященные культу плодородия (древние скандинавы развешивали жертвенную пищу и другие дары на деревьях). Огни же, которые горят на елках в эти праздничные дни, символизируют свет солнца.
Подарки, которые кладут под елку, также имеют ритуальное значение — с одной стороны, это подношение предкам и эльфам от ныне живущих, а с другой — символ подарков семье от этих существ. Именно так дети и воспринимают их, когда утром обнаруживают под елкой разноцветные коробки и шуршащие пакеты с игрушками и лакомствами.
Еловый венок, который все чаще можно увидеть и у нас, а не только в европейских домах — один из самых глобальных символов. Четыре свечи в нем — это символы четырех времен года и четыре недели лунного цикла перед Йолем. Чем-то этот венок напоминает похоронный, и, если вдуматься, то это недалеко от истины. Форма круга обозначает слияние конца и начала года, гибель и обновление, вечный круговорот в природе, принцип рождения жизни из смерти, или же порядка, появляющегося из хаоса.
- 7465 просмотров