Вы здесь

Свадебное платье. От древности до наших дней

Свадебное платье большинство людей надевает всего лишь один раз в жизни. Поэтому девушки так тщательно выбирают себе этот праздничный наряд, продумывают свое убранство до мелочей. Оказывается, подобное трепетное отношение к одежде существовало у невест всех времен и народов…

Лавр — символ невинности

свадебное платье историяСвадебное платье является не просто очень красивым нарядом, который оценивают жених и гости...  Оно несет в себе особый смысл, сохраняет традиции прошлых поколений, являются культурным символом…

Каждая невеста, облачаясь в белоснежную пену кружев и шелка ощущает себя сказочной принцессой, и в чем-то она права. Традиция надевать на свадьбу белое пышное платье появилась именно благодаря особам королевских кровей. Анна Австрийская впервые надела на обряд венчания белое платье, и оно выглядело столь красиво, что все придворные дамы с тех пор надевали только подобные наряды на свои свадьбы.

Между тем, в древности свадебные наряды были совсем другими… Уже в Древнем Египте существовали определенные правила, по которым должна была одеваться невеста. Свадебное одеяние египетских невест носило название «калазирис». Этот наряд представлял собой сплошной кусок материи, обертывавшей фигуру от груди до щиколоток. Поддерживалась ткань одной или двумя бретелями на плечах.

Но основную смысловую нагрузку в наряде девушек имело не платье, а специальные украшения: амулеты, магические подвески, ручные и ножные браслеты, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса, которые несли определенное символическое значение и были связаны с богами.

Интересно, что свадебные наряды, похожие на древнеегипетские, существуют до сих пор в современной Индии — такие же широкие куски ткани, обилие украшений…

Кстати, в этой стране женщины не надевают свадебное платье один раз, а наряжаются в него в самые светлые праздники в течение всей жизни!

Юные гречанки надевали длинное белое платье под название «пеплос», сшитое из легкой материи и скрепленное на плечах застежками. На голову обязательно возлагался лавровый венок — как символ целомудрия. Интересно, что древнегреческий жених также облачался в белые одежды — этот цвет символизировал чистоту, радость и молодость.

Сарафан с душегрейкой

свадебное платье историяШло время, эпоха сменяла эпоху, и на смену свободной, любующейся телом античности пришли мрачные времена. Мягкие и обрисовывающие тело драпировки сменились тяжелыми грубыми тканями, тщательно прикрывавшими фигуру. Одежда теперь была призвана скрывать естественные формы и даже придавать фигуре уродливость, поскольку земная красота считалась греховной, а наслаждение — недозволенным.

В Византии, например, невесты облачались в тяжелые плотные туники, с длинными рукавами и закрытой шеей. Но даже и в те суровые времена платье невесты сверкало украшениями, золотой вышивкой и драгоценными камнями.

На Руси, опиравшейся на культуру и традиции Византии, долгие годы использовался этот вычурный стиль в свадебных одеяниях — русские невесты в день венчания надевали длинную рубаху с широкими рукавами, а поверх нее — широкий плотный сарафан и душегрейку, расшитую бисером.

В эпоху Средневековья свадебные наряды опять перетерпели изменения. В те времена в Европе, изможденной болезнями, идеалом женской красоты считались узкие покатые плечи, хрупкость и утонченность. Женщины носили длинные, узкие, сковывающие движения одежды из бархата или парчи, требующие наличия большого количества застежек. Голову было принято прикрывать вуалями, шарфами, а рукава порой опускались до пола. Для свадебных платьев тогда были приняты пурпурные, красные и алые цвета.

Ренессанс красоты

В эпоху Возрождения каноны красоты поменялись — в моду опять вошли пышные формы и естественная красота. Свадебное платье теперь было призвано подчеркивать и зрительно увеличивать объемы — в верхней части оно мягко облегало тело, а от талии расходилось пышными складками.

Невесты наряжались в роскошные платья из атласа или серебристой парчи, расшитые драгоценными камнями и жемчугом. В те времена считалось, что жемчуг укрепляет семейные узы, поэтому невесты вплетали его в волосы, носили жемчужные нити, ожерелья и браслеты. Эта традиция до сих пор жива во многих уголках Европы, например в Венеции, которая славится своими свадебными нарядами по всему миру.

Стиль рококо, появившийся сначала во Франции, а затем и в остальных странах Европы, принес моду на напудренные парики и невероятные прически, глубокое декольте и корсеты. Невесты щеголяли платьями на кринолинах, украшенных кружевами, рюшами, бантами, цветами и лентами. Обязателен был шлейф, длина которого определялась статусом невесты.

В конце XVIII — начале XIX века в моде платья из тонкой струящейся ткани с завышенной талией, которые мягко обволакивают фигуру — именно в таком появилась на своем первом балу Наташа Ростова, и, вероятно, в подобном выходила замуж.

Глубокое декольте в этих платьях выразительно подчеркивает грудь, а короткие рукава обнажают плечи. Свадебные платья тогда шили уже из белого атласа, так же как и длинные перчатки.

В середине XIX века линия талии опускается, возвращается корсет, а юбка вновь становится пышной. Свадебное платье украшается бантами и кружевами. Немного позднее в моду входят турнюры, которые зрительно увеличивают заднюю часть платья при помощи каркасов или подушечек.

К концу XIX века удобство и простота одерживают верх: невеста надевает на свадьбу элегантное платье с высоким вырезом или кружевной вставкой на месте декольте и слегка расклешенной юбкой.

Платье за миллион долларов

В динамичном XX веке свадебное платье претерпело кардинальные изменения. Прежде всего, это касается длины. В начале века свадебный наряд должен был быть до пят — если платье приоткрывало лодыжки, то это считалось неслыханной дерзостью.

А в 20-е годы платья становятся значительно короче, к тому же они отличаются свободным покроем. Невеста тех времен была одета в белое прямое, очень простое платье, длиной чуть ниже колена. Эту моду и новый идеал женской красоты — девушка должна быть стройной, спортивной, активной, ввела Коко Шанель.

В 30-е годы вновь ненадолго вошла в моду романтичность, а в суровые военные 40-е она была вытеснена строгостью и четкостью линий свадебных нарядов. В 50-е во всем мире вернулась мода на женственность — длинные и пышные юбки, красивые воротнички, туфли-лодочки, корсеты...

В 60-е годы платья вновь укорачиваются и приобретают более четкую и лаконичную форму, при этом количество деталей сводится к минимуму. 70-е и 80-е внесли склонность к фольклорным мотивам, романтическим длинным платьям, длинным фатам, вуалям, шляпкам…

А в наше бурное и неспокойное время свадебные платья могут быть самыми разнообразными. Кто-то появляется на бракосочетании в скромном одеянии, а кто-то поражает окружающих роскошью своего наряда.

Так, самое дорогое в истории свадебное платье было изготовлено в 1989 году модельером Нелен Джанвиль — оно стоит 7 миллионов долларов, украшено драгоценными камнями и кружевами…

Но на самом деле не важно, дорогое у вас платье или нет — ведь невеста всегда будет выглядеть самой красивой и обаятельной на своей собственной свадьбе.

 

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи об артефактах и технологиях прошлого. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Почта: trubinovskaya@yandex.ru  Skype: journal-chronoton

Самые актуальные новости: