За сто с лишним лет существования он прочно вошел в историю. На нем ездили короли, кинозвезды, миллионеры. История этого автомобиля началась в 1904 году. Именно тогда произошла знаменательная встреча двух англичан — Фредерика Генри Ройса и Чарльза Стюарта Роллса. Каждый из них был человеком примечательным…
Богач, бедняк
Фредерик Генри Ройс, появившийся на свет в 1863 году в бедной и многодетной семье, прошел очень суровую жизненную школу. С ранних лет он проявлял интерес к технике, мечтал учиться точным наукам, но денег на образование детей в семье не имелось. Тогда 10-летний Фредерик решил зарабатывать самостоятельно и с десяти лет продавал по утрам газеты, а затем отправлялся в школу.
Когда мальчику исполнилось 15 лет, его родители погибли. Фредерик оставил учебу и устроился на железнодорожную станцию телеграфистом, затем постоянно менял работы, но одно оставалось неизменным — в свободное время он самостоятельно изучал физику, химию, возился с различными механизмами.
Ройс очень интересовался электричеством, тогда постепенно входившим в быт англичан. Эти познания очень помогли ему в Лондоне, куда он перебрался в 19 лет — молодого гениального самоучку оценили в столице — специалистов в новом деле электрификации насчитывались единицы. Вскоре он уже занимал прочное положение в фирме «Максим-Вестерн Электрик». Затем, совместно с Эрнестом Клермонтом, основал собственное производство, где был главным конструктором. Фирма занималась изготовлением динамо-машин, электрических рельсовых кранов. А затем молодой человек всерьез задумался о производстве автомобилей. Он постоянно возился в мастерской, изучая различные машины и воплощая в жизнь свои идеи по их преобразованию и улучшению.
В мае 1904 года он на основе французской машины «Дековиль» собрал свой первый автомобиль. Слух об этой удобной и легкой машине дошел до молодого миллионера Чарльза Роллса…
Судьба будущего компаньона Ройса не имела ничего общего с биографией когда-то нищего самоучки. Чарльз родился в одном из самых известных аристократических семейств, являлся наследником огромного состояния, закончил Итон и Кембридж. Только одно объединяло этих двух, совершенно непохожих друг на друга людей — страсть к автомобилям и технике.
Первая машина
Чарльз Роллс, увидев автомобиль Фредерика, сразу же оценил изобретение механика. Двигатель работал практически бесшумно, машина имела мягкий и плавный ход и могла развивать скорость, по тем временам просто фантастическую — около 80 километров в час. Роллс, не задумываясь, дал согласие на сотрудничество (главным образом, финансовое) с Ройсом. Предприниматели поставили перед собой цель — создать британскую машину очень высокого качества. Девизом новой фирмы стало стремление к «абсолютному совершенству во всем».
И работа закипела. Уже осенью 1904 года на Парижском автосалоне были представлены четыре новых модели новорожденной фирмы, вызвавших восторг во всем мире. Интересно, что самый первый автомобиль, собранный компаньонами, сохранился до сих пор. Он находится в частных руках одного британского аристократического семейства, которое с негодованием отвергает все предложения о продаже этого легендарного экземпляра, хотя за него готовы заплатить просто астрономические суммы. При этом, первый «Роллс-Ройс» не разрешается даже фотографировать — лишь однажды было сделано исключение для составителей энциклопедии классических автомобильных машин.
Автопробег без краника
Но первые модели еще не являлись классическими «Роллс-Ройсами» в полном смысле этого слова. В 1906 году был представлен автомобиль «40/50НР», позже усовершенствованный и признанный «самой лучшей машиной в мире». Он получил прозвище «Серебряный призрак».
Этот автомобиль поистине стал культовым — почти бесшумный (по легенде, самым громким звуком в салоне было тиканье часов), небывалая мощность двигателя и удивительный дизайн. Все детали корпуса были посеребрены, отполированы вручную, салон отделан натуральной кожей и ценными породами дерева.
Необыкновенные качества роскошного автомобиля были продемонстрированы на показательном автопробеге длиной 24 тысячи километров. Англичане с восторгом следили за «Серебряным призраком», который уверенно победил в этой гонке. Знаменитый миллионер Рокфеллер прислал телеграмму: «Поздравляю успехом английской модели авто. Прошу сообщить: были ли неисправности в ходе пробега».
Ответ учредителей «Роллс-Ройса» стал хрестоматийным: «Неисправности были: вышел из строя топливный краник — цена 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов». Действительно, машина помимо необычного дизайна отличалась еще и небывалой прочностью — остальным участникам пробега предстоял длительный ремонт, в то время как английский автомобиль казался таким же новым и крепким, как в начале дороги. Этот пробег стал лучшей рекламой фирме, и тот же Рокфеллер вскоре заказал себе модель «Роллс-Ройса».
Летящая фигурка
Символом этого автомобиля является знаменитая сверкающая фигурка на капоте. В 1909 году один из «Роллс-Ройсов» купил сэр Джон Монтегю лорд Белью. По его просьбе художник Чарльз Слайкс изобразил его секретаршу и любовницу Элеонору Тортон в виде маленькой фигурки в развевающихся одеждах.
Этот символ украсил капот автомобиля, и так всем понравился, что вскоре стал фирменным знаком «Роллс-Ройса». Вначале его изготавливали из медного сплава, затем из бронзы и хромированной стали, а для коронованных особ отливали из чистого серебра или золота…
А эмблема в виде монограммы «RR», по легендам, появилась после того, как во время обеда в ресторанчике Генри Ройс увидел скатерть с подобными буквами. Он предложил компаньону использовать этот знак для их общей эмблемы. Вначале она была красного цвета. Но в 1910 году случилась трагедия — Чарльз Роллс разбился на самолете. И в знак траура знаменитая красная монограмма «RR» на капоте была навсегда окрашена в черный цвет…
Ройс после гибели компаньона продолжал работать — до своей смерти в 1933 году. Фирма, ставшая известной во всем мире, продолжила свою работу, и с каждым годом набирала обороты. Новинок от «Роллс-Ройса» ждали с нетерпением самые богатые и знаменитые люди XX века.
Ленин в лимузине
В России чуть ли не с первых времен существования фирмы существовало представительство «Роллс-Ройса». Его клиентом был сам Николай II — в 1913 году он заказал себе автомобиль.
Интересно, что нефтепромышленник Манташев вскоре приобрел сразу пару экземпляров. При этом шепотом передавалась его слова, якобы сказанные при покупке: «Беднякам Романовым по карману лишь один такой автомобиль, а я могу себе позволить целых два!». Именно на «Роллс-Ройсе» князь Юсупов и его сообщники везли Распутина в его последнюю дорогу…
Миллионер Рябушинский так же имел «Роллс-Ройс» и именно на нем ездил после революции Ленин, кстати, очень любивший эти роскошные и удобные автомобили. В голодном 1919 году советское правительство заказало в Англии девять роскошных «Роллс-Ройсов» — для членов правительства. «Роллс-Ройсы» имелись у Сталина, Кирова, Троцкого, Брежнева…
Советские лидеры по достоинству оценили то, за что этот автомобиль был любим сильными мира сего — английской королевой, президентами США и других мировых держав. По легендам, в Японии левостороннее движение существует потому, что в 1920 году император купил роскошный «Роллс-Ройс». Не только политики, но и другие культовые фигуры XX века обзаводились этой машиной.
На «Роллс-Ройсах» ездили Вивьен Ли, Чарли Чаплин, Марлин Дитрих, Грета Гарбо, Элвис Пресли, Элизабет Тейлор, и многие другие звезды. Их автомобили продаются сейчас на аукционах за огромные деньги, потому что они стали уже не просто шикарными машинами, а частью истории...
- 10856 просмотров