В жизни гениального художника Пабло Пикассо было очень много женщин, но очень мало настоящей и преданной любви. И все его любовные истории превращались в трагедии — для него и отвергнутых им женщин…
Лапки голубей
25 октября 1881 года, в Малаге, на юге Испании, у преподавателя живописи и художника Хосе Руиса Бласко и его жены Марии Пикассо Лопес родился сын, которого назвали Пабло. По легендам, акушерка решила, что мальчик родился мертвым, и собралась сообщить матери эту страшную новость, но тут молчащий младенец все же закричал… По испанской примете, подобное рождение предрекает долгую жизнь, и в случае с Пабло Пикассо эта примета сбылась.
В детстве мальчику пришлось испытать немало мук из-за постоянных депрессий отца. Хосе считал себя гениальным художником, которого никто не может оценить по достоинству, и часто довольно желчно высказывался в адрес признанных гениев. Маленький Пабло понял, что он не хочет повторить его судьбу неудачника и во что бы то ни стало решил добиться славы и известности.
Рисовать он начал очень рано. Уже в 5-6 летнем возрасте он работал на пару с отцом — пририсовывал мелкие детали на картинах, например, лапки голубям… Хосе питал непреодолимое пристрастие к этим птицам и передал любовь к ним своему сыну…
Учился Пабло очень плохо и окончил школу, едва умея читать и писать. Но зато его талант художника уже тогда был общепризнанным. Свои картины юный художник вначале подписывал фамилий Руис, а затем решил взять фамилию матери, потому что она была более редкой и звучной. Он твердо решил, что это имя прославится на весь мир. И не поверил гадалке, которая однажды предрекла ему самую обычную человеческую судьбу…
Запас красок
Когда Пабло исполнилось 16 лет, он едва не женился на своей двоюродной сестре Кармен. Но страсть к рисованию оказалась сильнее сердечной привязанности, и Пабло отправился в Мадрид — поступать в королевскую Академию искусств. Его приняли туда без труда, что вызвало законную гордость у родителей. Но вскоре Хосе и Мария узнали очень грустную для них новость — Пабло бросил академию, заявив, что в ней преподают костные преподаватели, не понимающие новых форм в искусстве.
Пабло к тому времени твердо решил, что он будет первооткрывателем нового направления в живописи. А пока он вел в Мадриде нищенское существование, что не мешало ему рисовать как одержимому день за днем.
Вскоре Испания стала тесной для гения, и Пабло отправился в Париж. Этот город оказался самым лучшим местом для художника, где он начал творить с удвоенной энергией. Позже он говорил: «В Париже я почувствовал себя свободным. Живи Сезанн в Испании, его, наверно, расстреляли бы»...
Свобода, которой упивался Пабло, имела обратную сторону — никто не мог помочь ему в трудную минуту. Чужой город, чужой язык, постоянная нищета…
Но постепенно Пикассо стал своим в Париже — появились новые друзья, а затем пришло признание — его картины начали покупать… Интересно то, как Пабло распорядился своими первыми крупными гонорарами. Вот как об этом вспоминал советский писатель Илья Эренбург, побывавший в мастерской Пабло Пикассо: «Меня удивила большая пирамида тюбиков с красками. Он объяснил, что в ранней молодости у него часто не бывало денег на краски; вот почему, продав несколько холстов, он закупил краски оптом, «на всю жизнь».
Жена из России
Пока Пикассо нищенствовал, все невзгоды разделяла с ним натурщица Фердинанда, юная парижанка. Но едва Пикассо выбился в люди, как на месте подруги его сердца оказалась красавица Ева Гуэль. Три года прожил с ней Пикассо, пока чахотка не свела ее в могилу... Некоторое время художник жил один, но в 1917 году познакомился с балериной труппы Дягилева Ольгой Хохловой. Произошло это в Риме, где Пикассо рисовал декорации для дягилевских спектаклей.
Это увлечение, на первый взгляд, просто очередная любовная интрижка, переросло в серьезнейшие чувства — вскоре Пикассо сделал предложение Ольге. Этим он немало удивил своих друзей и близких, считавших, что Пабло способен только на легкие связи. Его мать даже предупредила Ольгу: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». Но русская балерина не вняла советам будущей свекрови, и 12 июля 1918 года в Париже состоялось бракосочетание Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Кроме светской церемонии было и пышное венчание в русской православной церкви Александра Невского, хотя Пикассо был убежденным атеистом.
Так как Пикассо был уверен, что это его первый и последний брак, то он настоял на том, чтобы в брачный контракт был поставлен пункт о том, что все имущество у новорожденной семьи общее…
Но этот брак не принес Пикассо ожидаемых радостей. Вначале все было очень хорошо — он много рисовал свою жену, и эти портреты считаются вершиной мирового изобразительного искусства. Но все, что оставалось за творчеством, не приносило художнику радости. Слишком быстро он почувствовал, что семейная жизнь и семейный уют отнюдь не его стихия. А буржуазные ценности, машины, дорогая одежда и рестораны, которые так любила Ольга, вообще не интересовали художника. Неслучайно позже он скажет: «Я хочу жить как бедный человек с деньгами».
Но они продолжали жить вместе и радовались появлению их сына Паоло, тоже ставшего излюбленной моделью для картин Пикассо — он рисовал его каждый месяц.
Разрушительная любовь
В 1927 году в жизни Пабло появилась очередная юная дама, семнадцатилетняя Мария-Тереза Вальтер. Ольга Хохлова отказалась дать развод, и новорожденная дочь Пикассо от Марии-Терезии была записана как дочь неизвестного отца.
Но и этот ребенок не удержал Пабло — он покинул Марию-Терезию ради фотографа Доры Маар, отличавшейся эксцентричностью и излишней нервностью. Пикасо говорил: «Я никогда не мог написать ее улыбающейся, для меня она всегда была плачущей женщиной». Но и Дора исчезла из сердца Пабло — и оказалась в клинике для душевнобольных.
А Пабло пережил болезненный развод с разделом имущества с Ольгой Хохловой, которую к тому времени уже истово ненавидел, и влюбился в Франсуазу Жило. И хотя юная красавица родила Пабло двоих детей, это не уберегло от трагического финала ее отношения с художником, с которым они расстались с кучей взаимных обид и упреков.
А сам художник говорил: «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет».
Естественно, что убивалась не сама женщина, а все, связанное с ней. И эта разрушительная сила связей с Пикассо отразилась на всех его женщинах. Дора Маар — в психушке, Мария-Терезия в зрелом возрасте покончила в собой, Ольга Хохлова до конца дней не могла оправиться от ухода Пабло, Фердинанда скончалась в нищете…
Борьба за наследство
В 1954 году стареющий метр познакомился с Жаклин Рок, молодой почитательницей его таланта. Она прожила с Пикассо дольше всех остальных его женщин, и именно она похоронила гения, скончавшегося 8 апреля 1973 года. На похоронах не было его детей, с которыми гений не без помощи Жаклин рассорился в последние годы. А сама Жаклин после этого уединенно жила на своей вилле, борясь с приступами сумасшествия, которое начало проявляться у нее еще при жизни Пабло.
Но уединение часто приходилось прерывать из-за долгих судебных разбирательств, которые вели между собой дети Пабло от разных женщин. Они делили огромное состояние Пабло, которое было оценено по самым скромным подсчетам в 260 миллионов долларов.
В конце концов, все деньги и картины были поделены между ненавидящей друг друга родней Пикассо, но состояние не принесло им счастья. Жаклин покончила с собой в 1986 году, а сын Пикассо Поль умер в 56 лет от алкоголизма…
Все эти события позволили говорить исследователям жизни и творчества Пабло Пикассо, что он приносил несчастия себе и окружающим его людям, как будто расплачиваясь этим за свой необыкновенный талант и гениальные картины…
- 15062 просмотра