Вы здесь

Италия - родина кукол

Италия по праву считается самой «кукольной» страной. Первые кукольные представления здесь разыгрывались много веков назад, и отсюда игрушечные Пульчинеллы и Арлекины распространились по всей Европе - только под другими именами...

Бураттини из Италии

итальянские куклыВ средневековой Италии существовали несколько видов кукольных театров — планшетные, перчаточные и марионетки.  Планшетные и перчаточные в основном использовались бродячими артистами, а марионетки «любили» оседлую жизнь, так как для тяжелых кукол требовалось место для хранения и для представления — обычно в подвалах жилых домов. 

Планшетные куклы — оригинальное изобретение итальянских мастеров. Вот как их описывал в XVI веке математик Кардани: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой». Управляла этими куклами нить, проходившая через обе фигурки. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой — к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол махать руками, качать головой, шевелить ногами. «Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно», — говорил Кардани.

Перчаточные куклы имели еще одно название, знакомое каждому россиянину — бураттини. Эти куклы надевались на руку, а представление велось на  ширме. Главным героем этих представлений был Пульчинелла. Его особенностью был писклявый голос, создаваемый кукольником при помощи пищика — двух металлических пластинок, перевязанных тесьмой. Пульчинелла был так популярен, что разошелся по всему миру. Во Франции он превратился в Полишинеля, в Англии — в Панча, а в России — в Петрушку…

Интересно, что к XIX веку куклы в Италии, а затем во всей Европе стали столь популярны, что представления устраивались и в домах аристократов и знаменитостей. Например, сын писательницы Жорж Санд, художник Морис Санд, регулярно устраивал домашние спектакли. Он называл эти представления «Театром друзей». Санд поставил около 20 новых спектаклей, причем разыгрывались такие серьезные вещи, как «Дама с камелиями»… Всех персонажей изображали перчаточные куклы, которых у художника насчитывалось 125 штук.

В Париже в 1862 году группой художников и поэтов был создан домашний кукольный театр, получивший название «Эротикон Театрон». На его представления допускались только самые проверенные люди — ибо спектакли смело можно было назвать неприличными. Вскоре слава об «Эротиконе» пошла по всему Парижу, но попасть на эротический кукольный спектакль все равно могли только единицы…

Страсти на Сицилии

итальянские куклыОсобняком в истории итальянских кукол стоит сицилийский театр марионеток, недавно объявленный ЮНЕСКО памятником культуры, «неотъемлемым и неприкасаемым наследием человечества».

Сицилия издавна отличалась от всех остальных областей Италии. Этот остров с античных времен  являлся лакомым кусочком для завоевателей, которые совершали сюда набеги с завидной регулярностью. Население Сицилии было вынуждено мириться с захватчиками, при этом подспудно мечтая о мести и справедливости. Эти желания отразились во многих областях сицилийского искусства, и, конечно, в самой знаменитой —  в кукольном театре.

Если в обычном итальянском театре разыгрываются шуточные представления с проказниками Пульчинеллой и Арлекином, то в Сицилии все серьезно. Главными героями пьес являются благородные рыцари, бесстрашные воины, прекрасные дамы — всего более 200 персонажей! 

Главным героем сицилийского театра марионеток является рыцарь Роланд или Орландо.  Интересна история его появления на сцене. В XVI веке итальянский поэт Ариосто на основе французских легенд и сказок написал поэму «Неистовый Роланд» — о честном, благородном рыцаре, сражавшемся с врагами, помогавшем обездоленным и угнетенным.

Поэма пришлась по душе сицилийцам, и вскоре местные кукловоды начали инсценировать ее по частям. Получалось нечто вроде бесконечного сериала, который специально обрывался на самом интересном месте, чтобы продолжиться на другой  день. Для того, чтобы показать сагу о Роланде полностью, требовалось 394 дня!

И зрители с радостью бежали на очередное представление, чтобы сопереживать героям. И это неудивительно — ведь сицилийские марионетки так похожи на людей, что воспринимаются как живые.

Как настоящие

Сицилийские куклыНадо сказать, что современные марионетки ничуть не отличаются от своих предшественников, изготовленных в XVI веке. Ростом они почти в рост человека и изготовлены с абсолютной достоверностью. Корпус куклы вручную вырезается из дерева, а затем обшивается самой лучшей материей. Кроме того, марионетки одеты в настоящие металлические доспехи, воспроизведенные с исторической точностью. Латы, вооружение, рисунки на доспехах —  все абсолютно такое же, как у средневековых рыцарей. В левой руке у каждого рыцаря имеется щит с собственным гербом.

Интересно, что одежда игрушечных героев шьется по всем канонам итальянской высокой моды, тщательно и достоверно, со стопроцентным соответствием историческим моделям.

Размер марионеток зависит от значимости фигуры, которую они представляют. Самая большая принадлежит  королю Карлу Великому — важной фигуре сицилийских кукольных представлений. Сам Роланд чуть поменьше, а второстепенные фигуры совсем маленькие. Управляются марионетки так  — металлический прут держит «тело» куклы, а движения она совершает при помощи веревок, за которые дергает кукловод. Управлять марионетками не так просто — весят они около 20 кг…

В наши дни представления о Роланде уже никто не будет смотреть 394 дня подряд, и поэтому современные кукольники делают спектакли, в которых события развиваются быстро и динамично. Сюжеты тоже все более разнообразны  — героями становятся не только средневековые рыцари, но и более современные персонажи. Например, можно посмотреть спектакль «По следам Моби Дика» — по роману Германа Мелвилла или увидеть похождения графа Калиостро — земляка сицилийцев.

В последнее время усилился интерес к сицилийским марионеткам, на что чутко среагировали жители острова — теперь представлений разыгрывается намного больше, а в сувенирных лавках появилось огромное количество кукол. Кроме того, по всей Сицилии открываются музеи марионеток. В сицилийском городе Сиракузы открылся этнографический и историко-художественный музей «Пупи» — так называют на острове кукол-марионеток традиционного театра. Основу экспозиции составила коллекция деревянных фигур, собирание которой начала местная династия кукольных мастеров с ХVII века, передавая своих маленьких любимцев от отца к сыну, создавая новые сценические образы.

Гости музея окунутся в прекрасный и таинственный мир кукольных персонажей — христианских и сарацинских рыцарей, магов и волшебников, ведьм и чудовищ. Слышится звук «броньи» — деревянного рожка, по форме напоминающего раковину, а братья Даниэль и Альфредо Маучери — нынешние владельцы одного из самых популярных кукольных театров Сицилии — открывают закулисные секреты своего ремесла, рассказывают об истории марионеток, ставших подлинно народными героями.

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской