Италия по праву считается самой «кукольной» страной. Первые кукольные представления здесь разыгрывались много веков назад, и отсюда игрушечные Пульчинеллы и Арлекины распространились по всей Европе - только под другими именами...
Бураттини из Италии
В средневековой Италии существовали несколько видов кукольных театров — планшетные, перчаточные и марионетки. Планшетные и перчаточные в основном использовались бродячими артистами, а марионетки «любили» оседлую жизнь, так как для тяжелых кукол требовалось место для хранения и для представления — обычно в подвалах жилых домов.
Планшетные куклы — оригинальное изобретение итальянских мастеров. Вот как их описывал в XVI веке математик Кардани: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой». Управляла этими куклами нить, проходившая через обе фигурки. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой — к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол махать руками, качать головой, шевелить ногами. «Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно», — говорил Кардани.
Перчаточные куклы имели еще одно название, знакомое каждому россиянину — бураттини. Эти куклы надевались на руку, а представление велось на ширме. Главным героем этих представлений был Пульчинелла. Его особенностью был писклявый голос, создаваемый кукольником при помощи пищика — двух металлических пластинок, перевязанных тесьмой. Пульчинелла был так популярен, что разошелся по всему миру. Во Франции он превратился в Полишинеля, в Англии — в Панча, а в России — в Петрушку…
Интересно, что к XIX веку куклы в Италии, а затем во всей Европе стали столь популярны, что представления устраивались и в домах аристократов и знаменитостей. Например, сын писательницы Жорж Санд, художник Морис Санд, регулярно устраивал домашние спектакли. Он называл эти представления «Театром друзей». Санд поставил около 20 новых спектаклей, причем разыгрывались такие серьезные вещи, как «Дама с камелиями»… Всех персонажей изображали перчаточные куклы, которых у художника насчитывалось 125 штук.
В Париже в 1862 году группой художников и поэтов был создан домашний кукольный театр, получивший название «Эротикон Театрон». На его представления допускались только самые проверенные люди — ибо спектакли смело можно было назвать неприличными. Вскоре слава об «Эротиконе» пошла по всему Парижу, но попасть на эротический кукольный спектакль все равно могли только единицы…
Страсти на Сицилии
Особняком в истории итальянских кукол стоит сицилийский театр марионеток, недавно объявленный ЮНЕСКО памятником культуры, «неотъемлемым и неприкасаемым наследием человечества».
Сицилия издавна отличалась от всех остальных областей Италии. Этот остров с античных времен являлся лакомым кусочком для завоевателей, которые совершали сюда набеги с завидной регулярностью. Население Сицилии было вынуждено мириться с захватчиками, при этом подспудно мечтая о мести и справедливости. Эти желания отразились во многих областях сицилийского искусства, и, конечно, в самой знаменитой — в кукольном театре.
Если в обычном итальянском театре разыгрываются шуточные представления с проказниками Пульчинеллой и Арлекином, то в Сицилии все серьезно. Главными героями пьес являются благородные рыцари, бесстрашные воины, прекрасные дамы — всего более 200 персонажей!
Главным героем сицилийского театра марионеток является рыцарь Роланд или Орландо. Интересна история его появления на сцене. В XVI веке итальянский поэт Ариосто на основе французских легенд и сказок написал поэму «Неистовый Роланд» — о честном, благородном рыцаре, сражавшемся с врагами, помогавшем обездоленным и угнетенным.
Поэма пришлась по душе сицилийцам, и вскоре местные кукловоды начали инсценировать ее по частям. Получалось нечто вроде бесконечного сериала, который специально обрывался на самом интересном месте, чтобы продолжиться на другой день. Для того, чтобы показать сагу о Роланде полностью, требовалось 394 дня!
И зрители с радостью бежали на очередное представление, чтобы сопереживать героям. И это неудивительно — ведь сицилийские марионетки так похожи на людей, что воспринимаются как живые.
Как настоящие
Надо сказать, что современные марионетки ничуть не отличаются от своих предшественников, изготовленных в XVI веке. Ростом они почти в рост человека и изготовлены с абсолютной достоверностью. Корпус куклы вручную вырезается из дерева, а затем обшивается самой лучшей материей. Кроме того, марионетки одеты в настоящие металлические доспехи, воспроизведенные с исторической точностью. Латы, вооружение, рисунки на доспехах — все абсолютно такое же, как у средневековых рыцарей. В левой руке у каждого рыцаря имеется щит с собственным гербом.
Интересно, что одежда игрушечных героев шьется по всем канонам итальянской высокой моды, тщательно и достоверно, со стопроцентным соответствием историческим моделям.
Размер марионеток зависит от значимости фигуры, которую они представляют. Самая большая принадлежит королю Карлу Великому — важной фигуре сицилийских кукольных представлений. Сам Роланд чуть поменьше, а второстепенные фигуры совсем маленькие. Управляются марионетки так — металлический прут держит «тело» куклы, а движения она совершает при помощи веревок, за которые дергает кукловод. Управлять марионетками не так просто — весят они около 20 кг…
В наши дни представления о Роланде уже никто не будет смотреть 394 дня подряд, и поэтому современные кукольники делают спектакли, в которых события развиваются быстро и динамично. Сюжеты тоже все более разнообразны — героями становятся не только средневековые рыцари, но и более современные персонажи. Например, можно посмотреть спектакль «По следам Моби Дика» — по роману Германа Мелвилла или увидеть похождения графа Калиостро — земляка сицилийцев.
В последнее время усилился интерес к сицилийским марионеткам, на что чутко среагировали жители острова — теперь представлений разыгрывается намного больше, а в сувенирных лавках появилось огромное количество кукол. Кроме того, по всей Сицилии открываются музеи марионеток. В сицилийском городе Сиракузы открылся этнографический и историко-художественный музей «Пупи» — так называют на острове кукол-марионеток традиционного театра. Основу экспозиции составила коллекция деревянных фигур, собирание которой начала местная династия кукольных мастеров с ХVII века, передавая своих маленьких любимцев от отца к сыну, создавая новые сценические образы.
Гости музея окунутся в прекрасный и таинственный мир кукольных персонажей — христианских и сарацинских рыцарей, магов и волшебников, ведьм и чудовищ. Слышится звук «броньи» — деревянного рожка, по форме напоминающего раковину, а братья Даниэль и Альфредо Маучери — нынешние владельцы одного из самых популярных кукольных театров Сицилии — открывают закулисные секреты своего ремесла, рассказывают об истории марионеток, ставших подлинно народными героями.
- 18204 просмотра