Вы здесь

Татьяна Пельтцер – народная бабушка СССР

Актрису Татьяну Пельтцер до сих пор знает вся страна. Она была замечательной комедийной актрисой, но жизнь ее совсем не походила на веселое кино...

Немка Таня

татьяна пельтцер с отцомТатьяна Ивановна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. Отец ее Иоганн Робертович Пельтцер, (впрочем, он себя называл всю жизнь Иваном Родионовичем), принадлежал к семейству, еще в незапамятные времена перебравшемуся из Германии в Россию. Интересно происхождение фамилии Пельтцер. На Руси предки Ивана Родионовича занимались  портняжничеством, шили шубы - «пельтцы», от которых и получили свою ставшею знаменитой фамилию.

Иван Родионович вопреки воле отца, владельца трактира, стал актером. Он много играл в театре, а когда в России появился кинематограф, начал сниматься в кино и сам ставил фильмы. Неудивительно, что его дети — Татьяна и Саша с детства оказались вовлеченными в актерскую профессию.

В 9 лет Таня сыграла свою первую роль на сцене. А в 10 лет она так  изобразила  маленького Сережу в спектакле «Анна Каренина», что чувствительные дамы падали в обморок после сцены прощания Анны с сыном.

Постоянные переезды, новые роли, знакомства — так прошло детство Татьяны Пельтцер. А затем революция, гражданская война, НЭП. Татьяна уцелела в эти смутные времена, но так и не получила никакого образования — единственным ее учителем оставался отец.

 Она играла в различных провинциальных театрах, впрочем, главными ролями режиссеры ее не особо баловали. А когда Татьяна Ивановна в середине 20-х годов оказалась в МГСПС (ныне театр имени Моссовета) то ее оттуда вообще уволили за профнепригодность — сказалось отсутствие актерского образования. И Пельтцер устроилась работать машинисткой на завод.

Замуж в Германию

татьяна пельцер в молодости

 Впрочем, в то время она гораздо больше была занята своей личной жизнью. Татьяна познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, с которым у нее начался бурный роман. В 1927 году она вышла за него замуж, поле чего молодая чета отправилась в Германию.

Здесь Татьяна продолжила скромную карьеру машинистки — в Советском торговом посольстве.  Но вскоре она познакомилась с режиссером Эрвином Пискатором и начала принимать участие в его спектаклях — благо немецкий язык для нее был родным.

Но жизнь в Германии была недолгой — спустя 4 года Татьяна вернулась в Москву. Некоторые ее биографы утверждают, что причиной стала тоска по родине, а другие — что дело было в бурном романе с советским инженером, который завела Пельтцер. Так или иначе, с мужем она рассталась, но отношения на всю жизнь они сохранили хорошие — он даже приезжал к ней в гости с новой женой и детьми. А Татьяна замуж больше не выходила и всегда жила одна. Как-то она сказала: «Я очень рада, что мне уже не нужно думать о мужчинах с точки зрения их главного назначения. Но они до сих пор очень мне нравятся как партнеры и товарищи».

Московские  театры не спешили встретить Пельтцер с распростертыми объятиям, и она по-прежнему работала машинисткой — теперь на машиностроительном заводе, где главным конструктором был ее брат Александр. В 1936 году он лишился должности, а вместе с ним с завода ушла и Татьяна.

Ей к тому времени было уже 32, семьи нет, карьера не сделана, и нужно начинать все сначала.

И она начала. Первым делом она уехала из Москвы в Ярославль, где устроилась в местный театр. 2 года она играла проходные роли, а затем все же решила вернуться в столицу, где ее никто не ждал. Но как раз в то время открывался Театр Миниатюр,  Пельтцер отправилась туда на прослушивание и была принята.  Партнерами ее по сцене стали Рина Зеленая, Мария Мироновна, Александр Менакер. Но роли разительно отличались от тех, к которым она привыкла — это были сатирические персонажи из советской действительности — банщицы, уборщицы, управдомы.

Татьяна Пельтцер отнюдь не блистала в тех своих ролях, считалась второстепенной актрисой. Так же к ней относились и в кино. Первую роль она сыграла в 1943 году, в фильме «Свадьба», но на фоне блистательных Фаины Раневской и Эраста Гарина ее дебют прошел незамеченным.

Так же не вызвали никакого отклика несколько ее других эпизодических ролей. Время славы Татьяны Пельтцер было еще впереди.

Любовь народа

татьяна пельтцер желтый чемоданчик

Для многих актрис старость становится трагедией — уходит красота, и режиссеры больше не зовут сниматься в кино. С Татьяной Пельтцер все произошло по-другому. Чем старше она становилась, тем становилась более востребованной и популярной.

В 1947 году она перешла работать в театр Сатиры, где получила роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым». В 1953 году спектакль был снят на пленку и вышел как фильм. И Пельтцер, наконец, становится всенародной любимицей — в 49 лет!

А затем последовали комедии «Иван Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин»,  и Пельтцер тут же окрестили «матерью русского солдата» и присвоили звание заслуженной артистки.

Но это еще были только первые шаги к славе и любви зрителей. 60-е и 70-е годы стали поистине триумфальными для Татьяны Пельтцер. Она блистала в театре, и много снималась в кино - «Укротительница тигров», «Морозко"», «Вам и не снилось»,  «Приключения желтого чемоданчика», «Руки вверх!» и т.д. 

В каждой роли она поражала неиссякаемой энергией, жизнерадостностью, небывалым обаянием. Впрочем, коллеги не особенно любили Пельтцер, порой излишне прямую и грубоватую. Однажды  партнер актрисы по спектаклю, обидевшись на ее замечание, сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!"

Долгие годы Пельтцер проработала в Театре Сатиры, но в 73 года опять начала новую жизнь — перешла в Ленком к Марку Захарову. Последовал ряд запоминающихся работ, в том числе и в кино — в знаменитой захаровской «Формуле Любви». Но возраст начал сказываться на актрисе — она  теряла память. Может быть потому, что никогда не жила по рекомендациям врачей — пила очень крепкий кофе, много курила, мало отдыхала.

Она заболевала все сильней, с  трудом передвигалась, совсем  не могла запоминать текст, постоянно путала реплики, что порой приводило к серьезным сбоям в спектаклях. Но Захаров и актеры его труппы пытались сделать для Пельтцер все возможное и невозможное. Режиссер  давал ей роли практически без слов -  например, старой еврейки Берты в спектакле «Поминальная молитва».  Александр Абдулов, игравший  сына Берты, осторожно выводил Пельтцер на сцену под гром аплодисментов зрителей, со слезами на глазах встречавших любимую актрису. Это был молчаливый заговор — режиссера, актеров и зрителей, оберегавших всеобщую любимицу.

Впрочем, несмотря на такую опеку, однажды Пельтцер попала в очень неприятную ситуацию.  Актрисе стало плохо, приехала «Скорая», и тут же отправила ее в обычную  психиатрическую клинику — мол, старушка в маразме, ничего не соображает. Местные психи встретили ее враждебно и очень сильно избили.  Когда друзья актрисы узнали об этом, ее тут же вытащили из клиники, но вылечить ее уже не удалось.

В 1992 году она упала и сломала шейку бедра, после чего скончалась в возрасте 88 лет.

Прочтите еще:

Дети актеров – расплата за славу родителей

Валентина Серова - несчастная кинозвезда

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской

Поделитесь своим мнением: