Все поклонники творчества Михаила Афанасьевича Булгакова знают, что его третья жена Елена Сергеевна послужила прототипом обольстительной и бескорыстной ведьмы Маргариты, героини всемирно известного романа «Мастер и Маргарита». Причем образцом послужил не только внешний облик любимой женщины писателя и Мастера, но и многие черты ее характера.
Из Риги — в Москву
Елена Сергеевна Булгакова (урожденная Нюренберг) появилась на свет 21 октября 1891 года в Риге в семье учителя, ведущего свой род от немецких переселенцев, приглашенных на жительство в Россию еще Екатериной II. В 1909 году Елена, недоучившись, покинула Рижскую женскую гимназию по желанию отца и с тех пор занималась дома вместе со старшей сестрой Ольгой.
Вскоре Нюренберги всей семьей переехали в Минск, и там Елена получила первое и далеко не последнее в своей жизни предложение руки и сердца. Идея породниться с Нюренбергами появилась у некоего Бокшанского — офицера и помещика. Но то ли Елене не хотелось замуж, то ли не было желания опережать старшую сестру Ольгу, во всяком случае, Елена Сергеевна повернула дело так, что помещик в результате женился на Ольге и был этим очень доволен.
В 1915 году все семейство оказалось в Москве. После октябрьского переворота родители Елены вернулись в Ригу, а будущая Маргарита осталась в столице и начала самостоятельную жизнь в должности машинистки в редакции газеты «Известия».
Не прошло и года, как состоялось знакомство и венчание Елены с блестящим офицером, сыном знаменитого в те времена артиста Мамонта Дальского Юрием Мамонтовичем Нееловым. Вскоре супруг получил должность адъютанта командующего Западным фронтом и вместе с женой переехал в Минск.
Там они повстречались с Е. А. Шиловским, бывшим царским офицером, знакомым с Нееловым еще по службе в Москве. Шиловский с первой встречи до безумия влюбился в Елену Сергеевну и вследствие этого повел себя не самым лучшим образом. Пользуясь своим служебным положением, он добился отправки Неелова на Южный фронт, а его супругу уговорил подать на развод и выйти за него замуж.
Для Елены эта замена мужей прошла безболезненно. Она вспоминает: «Это было в 1921 году в июне (или июле). Мы с Евгением Александровичем пришли к патриарху, чтобы просить разрешения на брак. Дело в том, что я с моим первым мужем была повенчана, но не разведена. Мы сидели в приемной патриаршего дома, как вдруг дверь на дальней стене открылась, и вышел патриарх. Правой рукой он обнимал за талию Горького, и они шли через комнату. Потом он, проводив Горького до двери, подошел к нам и пригласил к себе. Когда Евгений Александрович высказал свою просьбу, — улыбнулся и рассказал какой-то остроумный анекдот не то о двоеженстве, не то о двоемужестве, — не помню, к сожалению. И дал, конечно, разрешение».
Сладкая жизнь
Новый супруг Елены Сергеевны очень быстро поднимался вверх по служебной лестнице. Эта часть жизни Елены в образе Маргариты, как и многое другое позднее описана Булгаковым в его романе: "С уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны.
Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу…Не знала ужасов житья в совместной квартире».
Все перечисленное — чистая правда, и неисполнимая мечта для 99 процентов, живших в России в те страшные голодные годы. А про ужасы коммунального быта, неистребленного до сих пор, многие из нас знают не понаслышке.
Но что происходит с Еленой? «Боги, боги мои! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек?» В октябре 1923 года она писала своей сестре Ольге: «Я чувствую, что такая тихая, семейная жизнь не совсем по мне. Или вернее так, иногда на меня находит такое настроение, что я не знаю, что со мной делается. Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но хочется очень».
Любовь
В таком тяжелом, безысходном душевном состоянии и происходит ее встреча с М. А. Булгаковым. Они познакомились 28 февраля 1929 года на квартире художников Моисеенко.
Елена Сергеевна вспоминала об этой встрече: «Я была просто женой генерал-лейтенанта Шиловского. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее...».
Сам Михаил Афанасьевич ярче всего передал свои чувства в романе: «Меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Я вдруг, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет».
Разрыв со Шкловским происходил крайне болезненно. Первоначально Елена страшно переживала из-за своей внезапной любви, она не хотела расставаться с детьми — к тому времени у них было два мальчика.
Шаг из обеспеченного быта в фактически нищету и неизвестность сделать чрезвычайно трудно. На двадцать долгих месяцев Елена запретила себе видеться с Булгаковым.
Но любовь победила. 3 октября 1932 года брак Елены Сергеевны с Шиловским был расторгнут, а уже 4 октября она стала женой М. А. Булгакова. Младшего сына, Сережу, Елена взяла с собой, и с Михаилом Афанасьевичем у него установились хорошие отношения, а старший сын остался у отца. Шиловский никогда не забывал о своей бывшей супруге, и долгое время помогал ей и своему младшему сыну. Но Булгакова возненавидел и никогда с ним не встречался.
Трагедия
Елена Сергеевна с головой погрузилась в жизнь и творчество своего нового мужа-писателя. Она взяла на себя всю рутинную часть работы: перепечатку рукописей, заключение договоров. Когда Булгаков начал терять зрение, Елена печатала под его диктовку.
Еще до свадьбы, по воспоминаниям Елены, у них с новым мужем произошел следующий разговор: «Но тогда же он (Булгаков) мне сказал то, что я не знаю почему, приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках» ... И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на...». Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась».
Елена Сергеевна сдержала свое слово. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков умер на руках своей Маргариты.
После смерти третьего мужа у Елены осталась квартира в Нащокинском переулке и права на литературные и драматические произведения Булгакова.
Свою оставшуюся жизнь Елена Сергеевна потратила на то, чтобы все произведения Булгакова были изданы. Сергей Шиловский, внук Елены Сергеевны, рассказывает: «Первое полное собрание сочинений Булгакова было подготовлено Тюпой, простите, моей бабушкой. Так называли ее близкие люди, в том числе и я. Как бабушка получила это прозвище, и что оно означает — никто не знает. У ее поколения было модно давать друг другу шутливые имена. Так вот, бабушка в конце 1950-х отпечатала на машинке все тексты произведений Булгакова, сшила их, и получилось полное собрание сочинений».
Это машинописное собрание произведений Булгакова хранится у Сергея Шиловского. С вопросом же о массовом издании литературного наследия Булгакова Елена обращалась в самые высокие инстанции и даже к самому Сталину. Однако первые сборники булкаковских пьес увидели свет только после смерти вождя, в 1955 году.
Встречи во сне
Елена Сергеевна утверждала, что видится с Булгаковым и после его смерти — во сне. Слово — Сергею Шиловскому: «Нередко она рассказывала о «встречах», ничуть не смущаясь, что это были лишь сны. Один случай описан известным булгаковедом Яновской. Когда та сказала Елене Сергеевне, что роман «Белая гвардия», по ее мнению, не завершен, моя бабушка деловито ответила: «Я тоже хотела спросить Мишу об этом. Обязательно сделаю это сегодня».
Не знавшие ее люди могут подумать, что старушка попросту выжила из ума. Однако могу заверить: и в преклонном возрасте она сохранила здравый ум, отличную память и жизнерадостный нрав. Скажем, «Мастера и Маргариту» она знала наизусть».
Несчастье произошло в июле 1970 года. На просмотре фрагментов кинофильма «Бег», проходившем в маленьком душном зале «Мосфильма» Елене Сергеевне стало плохо. Сын отвез ее домой, пригласили врачей, но спасти 76-летнюю Е. С. Булгакову не удалось: 18 июля она скончалась.
Похоронена Елена Сергеевна в одной могиле со своим Мастером — на Новодевичьем кладбище в Москве.
- 20853 просмотра