Вы здесь

Гигантские загадочные корабли Калигулы

Очень странно, что про эту истории почти никто не знает, не снимает про нее фильмы, не пишет книги. Потому что в ней есть все – роскошь Римской империи, затонувшие корабли, поиски сокровищ, античные артефакты, которые искали кардиналы и фашисты, а также загадочные механизмы, созданные до нашей эры…

Священное озеро

Недалеко от Рима есть озеро, которое называется Неми. Оно образовалось в кратере недействующего вулкана, а название его происходит от латинского слова «роща». Озеро лежит на высоте около трехсот метров над уровнем моря, его максимальная глубина достигает около тридцати четырех метров.

Озеро Неми.

На протяжении всей истории озеро считалось священным и было связано с богиней Дианой. В глубокой древности озеро было известно как Speculum Dianae или «Зеркало Дианы». На его берегу были раскопаны остатки храма, посвященного этой богине. Интересно, что считается, что в этих местах появились на свет Ромул и Рем, основатели Рима.

Остатки храма Дианы.

Начиная с античных времен ходили легенды о том, что на дне озера Неми находятся огромные корабли, которые некогда построил римский император Калигула. Он любил роскошь, и созданные им корабли поражали воображение современников.

Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти суда: "корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями, на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев».

Так выглядели корабли по мнению современных исследователей.

Эти легенды находили и конкретное подтверждение: местные рыбаки постоянно вылавливали в озере сетями обработанные куски дерева и какие-то металлические предметы, которые использовали для своих нужд или переплавляли.

Артефакты в сетях

В первый раз дно озера исследовали в 1444 году, при кардинале Просперо Колонна, который интересовался археологией. До этого всерьез заняться изучением Неми было невозможно, так как озеро и окрестные земли принадлежали печально знаменитой династии Борджиа, которая пресекала все подобные попытки.

Исследования кардинала Просперо Колонны принесли плоды. В озере действительно нашли огромный корабль, размером предположительно 71 метр в длину и 21 метр в ширину. Его пытались поднять, но ничего не получалось.

Эти попытки повторялись неоднократно из столетия в столетие, но осуществить подъем судна никто не мог - не хватало технической мощности. Единственное, что умудрились сделать искатели - в XIX веке англичане ободрали с судна бронзовые, золотые и мраморные украшения, орнаменты и мозаики, которые затем продали в различные британские музеи.

Разграбление кораблей велось еще с давних времен.

Местные рыбаки тоже начали использовать затонувшие корабли в коммерческих целях. При помощи крюков и сетей они доставали части корабля и артефакты, которые затем продавали богатым европейцам, посещавшим эти места во время гран-туров.

В начале XX века подводные археологи нашли в озере Немо еще одно огромное судно - шестьдесят метров в длину и двадцать в ширину. Оба судна были исследованы водолазами. Выяснилось, что они действительно были просто плавучими дворцами - с мраморными колоннами и полами, статуями и галереями.

В 1927 году диктатор Бенито Муссолини распорядился поднять роскошные и громадные корабли во что бы то не стало. Он считал, что обязан возродить великую Римскую империю. (Позже, в 1936 году, Муссолини получил титул «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи»).

Поэтому древние артефакты и корабли должны были символизировать некую преемственность между Римской империей и новой империей фашистов.

Технические возможности XX века делали подъем корабля уже возможным, но все равно этот процесс занял целых 5 лет. Пришлось осушать озеро, а по его дну прокладывать рельсы, чтобы по ним вывезти суда.

Процесс подъема.

Кстати, любопытно, что при осушении озера был найден античный канал-туннель, который существовал уже тысячи лет и использовался для сброса воды при наводнениях. Туннель протянулся на 1,6 км через склон холма к долине Арриция, откуда вода шла по дренажным канавам в море.

Подшипники и пол с подогревом

Итак, корабли оказались на берегу. И все исследователи были потрясены их совершенством и размерами. Оказалось, что первое судно, которое измеряли в 1444 году, еще больше - длина его 73 метра, а ширина - 24 метра.

Подъем кораблей стал сенсацией.
Диктатор Муссолини у кораблей. Кстати, он считал, что возрождает великую Римскую империю.

Выяснилось, что деревянные борта судов защищены тройной свинцовой обшивкой, а его металлические части покрыты позолотой. Интересно, что многочисленные гвозди были обработаны каким-то антикоррозийным раствором и прекрасно сохранились.

Размер кораблей поражает и в наше время.

Интересно, что некоторые мозаики на корабле обладали цветовой комбинацией современного зеленого, белого и красного итальянского флага. Также были найдены статуи, колонны, бронзовые фигуры и т.п.

Кольца для швартовки.
Голова Медузы-Горгоны, найденная на корабле.
Еще один артефакт с корабля.
Эти мраморные колонны украшали корабль.

Любопытно, что на большом судне были места для гребцов и весла - а на втором их не было. Кроме того, на нем были обнаружены две загадочные вращающиеся платформы. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, которые двигались в желобе.

Загадочные античные механизмы.

Вторая платформа лежала на восьми деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен только в XVI веке Леонардо да Винчи.

Удивительно, но в устройстве для подъема якорей использовался кривошипно-шатунный механизм, и кроме того, на судах имелся сложный насос для откачки воды.

На корабле был насос такого типа.

Но и это еще не все. Были найдены свинцовые трубы и бронзовые краны, которые говорили о том, что на кораблях были канализация, водопровод с горячей и холодной водой и система подогрева мраморных полов!

Именно трубы и позволили определить, когда были построены суда и кому они принадлежали - оказалось, что древние легенды были правы. На одной трубе было написано, что это собственность Цезаря Германика - это имя императора Калигулы, который царствовал до 41 года нашей эры и был убит заговорщиками.

Свинцовая античная труба с четкими буквами.

Возможно, с его смертью как-то связано и то, почему корабли оказались на дне, потому что на них не было обнаружено никаких повреждений. Может быть, разозленные заговорщики специально затопили великолепные суда, которые для них стали символом роскошной и распутной жизни императора.

Но нас интересует совсем другое. Как мог передвигаться корабль без гребцов, что это за загадочные платформы и подшипники качения, существовавшие 2000 лет назад?

Вся наша история строится лишь на домыслах, на обрывках древних текстов, на интерпретации фактов историками, которые изучали древние здания и артефакты в XVIII-XIX веках на уровне развития техники того времени. Возможно (точнее - 100%), что на самом деле все было не так, как они пытались объяснить. И корабли Калигулы явно хранили в себе загадку технологий прошлого.

Остатки технологий античности.

Но мы уже никогда не узнаем их тайну. Потому что в 1944 году немецкие войска, отступая, сожгли оба древних корабля. Сохранились только некоторые их следы - колонны, бронзовые фигуры, якоря, некоторые артефакты и фотографии судов Калигулы, безвозвратно утраченных в XX веке...

Якорь с кораблей Калигулы.
Все, что осталось от кораблей. Слева реконструкция судна в размере 1:5.

Кстати, по легендам, у Калигулы было три таких корабля. Так что, не исключено, что на озере Неми до сих пор есть неразграбленное античное судно, полное загадочных артефактов и хранящее тайны технологий прошлого.

Напомню, что также я рассказывала про не менее удивительную подводную лодку Александра Македонского.

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской