В 1902 году в России появился журнал «Автомобиль». Издателем и главным редактором его являлся известный спортсмен Андрей Платонович Нагель. 21 февраля 1902 года вышел первый номер, на обложке которого красовалась надпись: «Единственный в России орган автомобилизма. Высылается бесплатно всем автомобилистам в России». В связи с этим редакция просила «сообщить ей адреса еще не известных ей автомобилистов».
Трудности "шофферов"
Во вступительной статье Нагель писал: «Мысль издавать специальный журнал в России, где автомобилистов считают десятками, может показаться довольно странной и неудачной; нам скажут, что при самых благоприятных условиях число подписчиков и читателей будет ничтожно и будущности новый журнал не имеет никакой». Но при этом издатель уверял читателей, что автомобилизм рано или поздно распространится в России.
В журнале большое место отводилось проблемам хозяев «моторов»: «Киевские автомобилисты в критическом положении. Не так давно вышло запрещение аптекарским магазинам торговать бензином, что было вызвано несколькими взрывами бензина во время пожаров в городе. Бензин можно получать только в количестве не менее 5 пудов в складах Нобеля».
Сообщались и хорошие новости: «До сих петербургские мотористы сильно жаловались на то, что им негде заряжать аккумуляторы. Отдавая аккумуляторы для зарядки на станции им приходится расставаться с автомобилями на 3-4 дня. Некоторые шоферы предпочитают отдавать свои резервуары электричества для накопления различным механикам частных электрических станций, полагаясь на их порядочность, ибо механики могли не зарядить аккумуляторы в достаточной степени. В настоящее время фирма «Зинан» открыла у себя станцию для зарядки аккумуляторов».
Имелись интересные истории о находчивости смельчаков-водителей, например, о том, как. один автомобиль не смог въехать в гору - из-за слабой первой передачи, но «догадливый шоффер» развернул автомобиль и поднялся в гору на более мощной задней передаче.
Большое место отводилось зарубежным новостям. «Бюджетная комиссия германского рейхстага приняла смету в 300 тысяч марок на покрытие расходов использования автомобилей в военном деле».
Редакция журнала рассказывала и трудностях, с которыми приходится сталкиваться западным «шофферам»: «Вандербильд, страстный любитель езды на автомобиле, почти лишен возможности предаваться этому спорту. Вскоре по прибытии в свое имение, катаясь как-то на автомобиле, он совершенно случайно наехал на мула, который тут же околел. Владельцу оного миллионер немедленно уплатил сто долларов. Весть об этом быстро распространилась среди местных фермеров и с тех пор каждый раз, как Вандербильд катается по живописным дорогам своего поместья, из оврагов или из-за кустов выскакивает какое-нибудь животное, которое погибает под колесами его экипажа. Нередко он встречает на своем пути даже целые стада. Уплатив за целый ряд катастроф, Вандербильд решил в своем имении больше на автомобиле не кататься».
Полиция против Логашкина
В России автомобилисты тоже подвергались гонениям. Примечательна в этом отношении история, произошедшая в городе Урльск Саратовской области. Некто г-н Логашкин, «будучи на парижской выставке, приобрел автомобиль, с целью заменить им несколько своих лошадей. Автомобиль еще не был выслан, а уральский полицмейстер по телефону передал приказ губернатора генерала Ставровского о воспрещении езды на автомобиле», мотивируя это тем, что «адская машина» будет пугать лошадей и людей.
И вот, невзирая на приказ губернатора, владелец первого в Уральске авто выехал на улицы города, после чего получил повестку в суд. На суде Логашкин категорически заявил, что он «признает за полицией право так или иначе регламентировать автомобильную езду, но не может признать распоряжений, клонящихся к воспрещению таковой». Журнальная заметка кончалась словами: «Пора бы кажется окончательно выяснить право автомобилей наравне с лошадьми пользоваться дорогами».
- 11617 просмотров