За тысячелетия человеческой истории позабылись и бесследно исчезли многие обряды и праздники. Есть, однако, торжества, над которыми совершенно не властно время. Меняются государства, религии и правители, но Масленица по-прежнему гонит прочь зиму, утверждая на земле власть солнца.
Славянский предок Масленицы
Хотя история русской Масленицы насчитывает много столетий, еще прежде нее южные славяне справляли Колодия – языческий праздник проводов зимы и «зазывания» весны и солнечных дней. Многие черты этого праздника сохранились затем в Масленице: выпекание ритуальных блинов, катание «посолонь» на лошадях, обрядовые кулачные бои, призванные помочь Яриле победить Велеса и утвердить на земле начало весны.
Колодий считался большим праздником для неженатых и вдов. Женщины брали для обряда колодку (полено) и в понедельник утром собирались в доме наиболее уважаемой вдовы «колодковать». Колодку укладывали на стол, затем каждая из присутствующих по очереди увивала ее кусками ткани. Это означало, что колодка «родилась», и по этому поводу устраивалось застолье. Во вторник праздновалось «освященье колодки», в среду – «послесвятины», в четверг колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», в субботу – оплакивали. Плач, впрочем, был не совсем искренним, поскольку колодка символизировала зиму, а основательное недельное прощание – ее проводы.
Также колодка служила для наказания тех из молодых людей, которые не спешили связывать себя семейными узами. На Колодия палку-символ праздника привязывали к их рукам, и освободиться от нее можно было, только отдав выкуп. Эта традиция не случайна, она говорит о том, что Колодий побуждал наших предков к заключению семейных союзов, внушал им желание иметь много детей и продолжать человеческий род. По той же причине, сохранившейся в масленичных правилах, в праздничную неделю принято было укреплять семейные узы, ходить друг к другу в гости, собираться за общим столом.
Интересно, что на Колодия наряду со вдовами почитали одиноких матерей, имеющих внебрачных детей: очевидно, что плодовитость женщины в то время ставилась выше, нежели ее семейный статус. Детей таких женщин кроме сладостей полагалось одаривать одеждой, обувью и различными хозяйственными припасами.
«Приезжай, Масленица, в блинах поваляться, сердцем потешаться!»
Как же славянский Колодий превратился в Масленицу? Праздничная неделя стала называться масленичной после крещения Руси, так как она предваряет Великий пост и церковь запрещает в это время употребление в пищу мяса. Зато разрешены молочные продукты, в том числе сливочное масло, а также рыба. Оттого главным обрядовым блюдом Масленицы стал румяный, «купающийся» в растопленном масле блин, - символ божественной силы солнца и сытной, благополучной земной жизни людей.
Основная цель праздничных обрядов состояла в привлечении плодородия на возрождающуюся после зимнего сна землю и к полным новых сил людям. Главным действующим лицом праздника выступало чучело Масленицы – символ плодородия и плодовитости. Ритуал ее проводов включал разбрасывание обломков сгоревшего чучела и пепла от него по полям, чтобы передать земле ее свойства и обеспечить в новом году хороший урожай.
Есть у Масленицы еще одна сторона – поминальная. Вспомнить пращуров считалось важнейшим ритуалом, чтобы оказать им почет и заручиться их помощью в крестьянских делах. Как знак уважения к предкам, обрядность масленичной недели включала непременное посещение кладбищ и ритуальные поминальные трапезы.
Но в русском быту Масленица прижилась прежде всего как веселый, переполненный радостью жизни праздник. Об этом же говорят все «масленичные прозвания», коих придумано множество: пьяная, обжорная, - даже разорительница, поскольку «масленица-объедуха, деньгам приберуха». Однако, каких бы излишеств она с собой ни приносила, скольких бы затрат ни требовала – справлялась Масленица по всей России, в городах и деревнях. Ее празднование
считалось обязательным для всех без исключения, а те, кто игнорировал общее веселье, рисковал привлечь на свою голову всяческие несчастья.
«О масленой неделю пируешь, семь опохмеляешься»
Поскольку каждый день масленой недели имел свой особенный смысл, он включал собственные ежедневные обряды и обычаи. С понедельника по среду праздник еще только набирал обороты, а с четверга начиналась широкая Масленица, когда прекращались все работы по хозяйству, и наступала пора всеобщего веселья.
Понедельник в «масленичной» терминологии назывался «Встреча». Этот день посвящали последней подготовке к празднику: возводили снежные горы, строили качели и ярмарочные балаганы. Из соломы, ярких лоскутов и прочего «вторсырья» сооружалось чучело Масленицы, которое затем всю неделю носили по улицам. Хозяйки начинали печь блины, и первую порцию отдавали нищим для поминовения усопших.
Во вторник, называемый «Заигрыши», в ходе гуляний молодежи и катаний с гор проводились смотрины невест. Если удавалось найти себе суженую по сердцу, после Великого поста можно было сыграть свадьбу.
Среда называлась «Лакомкой», и тут уж наступало раздолье зятьям, поскольку именно в среду каждая теща должна была до отвала накормить зятя собственноручно приготовленными блинами.
В «Разгульный четверток» начиналась Широкая Масленица, и праздник принимал общенародные масштабы. Именно начиная с четверга традиционно проводились кулачные бои, катания на тройках, разные шуточные состязания и непрерывные повсеместные пирушки с обильным поеданием блинов.
Особняком среди обычаев Масленицы стояла народная игра – штурм снежного городка. Обычно городок строился на берегу водоема либо на площади и состоял из двух стен, соединенных воротами. В забаве участвовало все мужское население, которое делилось на защитников крепости и атакующих. «Военная операция» выливалась во всеобщую суматоху, а нередко, как и кулачные бои, завершалась травмами участников. Победителем считался тот, кто первым врывался в крепость, по окончании сражения его «купали» в снегу.
В пятницу тещи являлись к зятьям на «Тещины вечерки» с ответным визитом. Правда, печь блины мужчин не заставляли, этим занимались их жены, но всякий зять был обязан продемонстрировать «второй матери» свое расположение.
В масленичную субботу молодые невестки приглашали сестер мужа на «Золовкины посиделки». Для компании обыкновенно созывали еще подруг с обеих сторон, и застолье превращалось в настоящий девичник. Чтобы выказать свои добрые чувства, невестка должна была одарить золовку каким-нибудь собственным рукодельем.
Кульминацией праздничной недели считалось Прощеное воскресенье. Не только близкие люди, но и все вокруг просили друг у друга прощения за вольно или невольно причиненные обиды, на что полагалось отвечать «Бог простит». Вечером поминали усопших, ходили на кладбище поклониться предкам. Остатки праздника уничтожали, чтобы никакая деталь языческого праздника не нарушала строгость Великого поста, наступающего на следующий день.
«Где блины – тут и мы, где с маслом каша – тут и место наше!»
Как уже упоминалось, фирменным блюдом масленичного стола выступали блины. Наиболее нам привычны блины из пшеничной муки, дрожжевые или безопарные. Но неверно считать, что только этими вариациями хозяйки на Масленицу и ограничивались. Всего известно несколько десятков разновидностей блинов, и наилучшей мастерицей среди хозяек всегда считалась та, которая за Масленицу ни разу не повторялась в рецепте. К столу подавались блины на сыворотке и сметане, гречневые и творожные, капустные и ржаные, тонкие и с припеком, - словом, на столах наших предков царило удивительное многообразие этого, казалось бы, совсем простого блюда. Перечислить начинки, подаваемые к блинам, и вовсе не представляется возможным, так их было много. Главная же из них дала название всему празднику – это сливочное масло, обычно растопленное, которым блины поливали сверху.
Каждая хозяйка держала в тайне рецепты блинов, передававшиеся в семье из поколения в поколение. Замешивать тесто для них полагалось подальше от чужого глаза, лучше всего было выйти на берег реки или во двор к колодцу. Для того чтобы тесто хорошо поднялось и блины получились особенно хороши, следовало прочесть заговор, обращенный к месяцу. Неудивительно, что в результате всех этих кулинарных и обрядовых таинств, блины выходили на славу и поглощались домочадцами в неимоверных количествах. Всеобщее обжорство породило одно из масленичных состязаний – поедание блинов на количество либо на скорость. Чемпионы в этой забаве легко могли уничтожить по несколько десятков блинов и еще закусить, скажем, молочной кашей.
С течением времени часть обычаев Масленицы была утрачена, но то, что дошло до наших дней, позволяет с размахом отметить этот теплый семейный праздник, говорящий о том, что зима заканчивается, и на пороге уже стоит весна.
Прочтите еще:
Славянские праздники февраля – солнце на лето, зима на мороз
- 4348 просмотров