Вы когда-нибудь задумывались, какое место в жизни человека занимает обыкновенная бутылка? Несмотря на то, что столь популярная стеклотара достаточно прозаична, история ее создания и развития интересна и познавательна.
Все началось с тыквы
Жажда — страшная вещь. Это прекрасно понимали и наши далекие предки. Древний охотник, собираясь в свой нелегкий и подчас опасный поход, использовал в качестве фляги для воды плод замечательного растения — тыквы-горлянки.
В далекие времена люди быстро поняли, что это творение природы идеально подходит для хранения жидкости. Толстые стенки тыквы не дают воде нагреваться и портиться, а верхняя часть — идеальное бутылочное горлышко — легко и плотно затыкается деревянной пробкой или пучком травы. Тыква-горлянка по сей день произрастает в тропическом поясе нашей планеты, и, кстати говоря, до сих пор многие племена используют это растение в качестве тары для транспортировки напитков.
При раскопках археологи часто находят керамические сосуды, по форме удивительно напоминающие пресловутую тыкву-горлянку. Научившись работать с глиной, наши предки, не мудрствуя лукаво, сымитировали природную флягу, добавив к ней некоторые улучшения, в частности — небольшие ушки по краям, позволяющие с помощью веревки вешать бутыль на пояс или, где-нибудь на привале, — в тень, на ветку дерева. Крона деревьев защищала напиток от солнца, а хитрый орнамент, повсеместно украшавший эти древние бутыли — от отрицательного воздействия злых духов.
Появление стекла
В VI веке жители Средиземноморья научились изготавливать стекло, и в первую очередь из него была сделана бутылка. Правда, египтяне, которым приписывается первенство в этом ремесле, остановились на изготовлении миниатюрных флаконов для парфюмерии объемом не более 50 грамм.
Египетские стеклодувы умели придавать им различную форму и окрашивать стекло в разные цвета. Стоили эти хрупкие изделия, как и их содержимое, безумных денег и были доступны далеко не каждому. Кстати говоря, нынешние парфюмерные флаконы размерами и объемом ненамного отличаются от тех, которыми пользовались египетские красавицы.
Примерно в то же время (в VI веке) первая бутылка была изготовлена и в Европе. Выглядела она, наверное, не ахти как, но через некоторое время, когда стекольным ремеслом всерьез занялись венецианские мастера, бутылка превратилась в прекрасное высокохудожественное изделие. Стеклодувы способны были придать бутылке любую изящную форму. Мастера украшали ее выпуклыми рельефными рисунками с изображением цветов, плодов или сценок из мифологии. В таких бутылках на стол в богатых домах подавали вина, напитки, приправы. Изготавливалась стеклянная тара и формой попроще, без рисунков, — она служила для обычного хранения жидких продуктов. Но и простая бутыль была в то время весьма дорогой.
Бутылки укупоривали пробками из различных материалов, а сверху заливали воском, на котором владелец или изготовитель продукции ставил свою печать. Позднее для этих целей стали применять сургуч.
До XVII века вино в бутылках не хранили. Оно содержалось в погребе в бочках и разливалось в графины или бутылки только перед подачей к столу. В начале XVII века в Англии появилась удлиненная бутылка из черного плотного стекла, защищавшего вино от света, а следом за ней, — пробка, изготовленная из коры пробкового дерева, позволявшая закрывать бутылку с вином герметично. С приходом этих новшеств появилась возможность хранить и транспортировать вина не в бочках, а в бутылках.
В XVIII веке торговля вином получила необычайно широкое распространение, в результате чего перед производителями возник вопрос: как уберечь свою продукцию от подделок. Как уже говорилось, первоначально виноделы ставили свои печати на сургуче, которым покрывалась пробка бутылки. Но сургуч — материал недолговечный, а печати легко подделать. К концу XVIII века распространился обычай метить печатями не сургуч, а саму винную бутылку на завершающем этапе ее производства. Качество продукта дополнительно подтверждалось акцизными свинцовыми печатями, которыми таможенные чиновники снабжали отправлявшиеся в разные концы света ящики с вином.
Магнум и Мафусаил
Бурное развитие стекольной промышленности позволяло производителям «жидкого» товара заказывать самые невероятные формы бутылок. Затем эти формы патентовались. Появлялись бутылки экстравагантного вида — изогнутые или с невероятно длинными горлышками. Для каждого вида жидкости разрабатывалась своя форма бутылки с особым рисунком.
Наверняка, кто-то еще помнит специальные бутылочки для уксуса, имевшие треугольное сечение и мерную линейку на ребре. Показателем особой солидности фирмы являлось изображение на стекле государственного герба, на что давала право победа на выставке или поставка продукции ко двору его императорского величества. Вскоре бутылки начали менять не только облик, но и размеры.
Появление на свет больших бутылок для хранения вина приписывают монахам-бенедиктинцам. Они утверждали, что вино в больших бутылках развивается дольше, и в конечном итоге ценится дороже, чем в маленьких.
Отсчет больших бутылок начинается с полуторалитровой емкости, называемой Магнум, а далее следует еще шесть форматов, кратных стандартной бутылке, каждому из которых монахи присвоили библейские имена: Иеровоам — 3 л, Иовоам — 4,5 л, Мафусаил — 6 л, Сальманазар — 9 л, Валтасар — 12 л. Самый крупный формат — бутыль емкостью 15 литров — называется Навуходоносор.
Шампанского!
«Виновником» появления на свет этого веселого искрящегося напитка, так же считается представитель ордена Св. Бенедикта монах по имени Дон Пьер Периньон, который в 80-х годах XVII века занимался виноградарством и виноделием при монастыре Отвийер. Шампанское «потребовало» для себя свою, особую бутылку.
В результате чего стеклодувы при изготовлении бутылок для шампанского вынуждены были буквально ухудшать качество своей продукции — создавать емкости с более толстыми и прочными стенками. Это было необходимо, поскольку давление газов в шампанском порядка 6 атмосфер (в колесе легкового автомобиля — 2 атмосферы), и обычные бутылки могли просто взорваться прямо на столе любителей игристого вина. Так что первые бутылки для шампанского долгое время выглядели достаточно грубо по сравнению со своими винными собратьями. И только в начале XX века Фаберже по заказу одной из известных фирм придал бутылке для шампанского знакомый нам всем стройный и изящный облик.
Забава коллекционеров
В 1930 году недалеко от Луцка (Волынская обл.) археологи обнаружили остатки большой стеклоплавильной печи, которую датировали концом XV века. При раскопках было найдено большое количество толстостенных полупрозрачных, зеленовато-коричневых фрагментов бутылок. Но заводское, массовое производство стекла в России началось только в 1635 году.
Первая отечественная бутылка вышла со стекольного завода, построенного в районе нынешней подмосковной станции Истра, и предназначалась только для аптекарских целей. А в 1800 году Сенат постановил: в связи с достаточным производством в России стекольных изделий прекратить их привоз из-за границы.
Бутылки также служили мерой объема жидкости, необходимой при нормировании объема продукта и назначении ему цены. В качестве меры жидкостей в России использовали бутылки двух видов: мерную (винную) — одна шестнадцатая часть ведра (или полштофа) и торговую — одна двенадцатая часть ведра.
В настоящее время бутылки — один из наиболее массовых видов продукции стекольного производства. Как и двести лет назад они весьма разнообразны по назначению, форме, цвету и вместимости. Многие люди занимаются их коллекционированием, а в некоторых странах существуют музеи бутылок. Так в Мадридском музее выставлено более 10 тысяч экземпляров, собранных со всего света. Один из самых привлекательных экспонатов музея — голландский кофейный ликер, выпущенный в 30-х годах. Под стеклянным колпаком в бутылке — фарфоровая плясунья. Если завести пружину встроенной музыкальной шкатулки, балерина начинает кружиться под музыку и кажется, что танцует она прямо в ликере.
Имеются у изготовителей стеклотары и свои рекорды: самая большая в мире бутылка создана двумя стеклодувами из Швейцарии, ее высота 153 см, а вмещает она в себя 111 л жидкости.
- 10500 просмотров