Вы здесь

Кроваво-красная «Кристина»

Константин Федоров

Теги: 

В течение ряда лет «Плимут» славился выпуском машин, получавших в народе довольно меткие и не особо престижные прозвища, такие как, к примеру, «автомобиль школьного учителя».

Авто для небогатых

Плимут сороковых годов.А все потому, что модели «Плимута» хоть и были относительно надежными и практичными, но ни одна их из них ни своим внешним видом, ни техническими «изюминками», которых просто не было, не смогла бы привлечь к себе внимание «золотой» молодежи, банкиров, мафиози или «продвинутых» бизнесменов. До середины 50-х годов прошлого века модели «Плимута» выглядели, прямо скажем, убого.Колберт не отличался широкими техническими познаниями, тонким чувством дизайна или какими-либо другими инженерными талантами — до получения новой должности он с успехом руководил фирмой, выпускающей косметические бумажные салфетки. Однако новоявленный директор сразу же заявил прессе, что намерен в кратчайшие сроки захватить как минимум пятую часть рынка легковых автомобилей в США, и существенно потеснить на этом поприще «Дженерал моторс».

Расчет Колберта был прост: раз люди с удовольствием покупают тяжелые, длинные, покрытые хромом, мощные «Шевроле бель-эйр», то «Крайслер», чтобы утереть нос «Дженерал моторс» будет выпускать самые тяжелые, еще более мощные, с умопомрачительным количеством хрома и финтифлюшек автомашины и с их помощью завоюет рынок.

Звезда демонстрационных залов

Плимут-фурия 58Первой   «ласточкой» стала модель «Плимут-фурия», впервые сошедшая с конвейера в 1956 году.

Покупателям проигнорировать сие творение в стиле «детройтского барокко» было решительно невозможно. Ведь в «фурии», особенно в модели 1958 года, получившей звание «автомобиля года», казалось, воплотились все чаяния американского потребителя того времени. Всем нравятся стабилизаторы на задних крыльях «Шевроле»? Стабилизаторы «фурии» будут еще круче; «Шевроле» ставит спереди две фары? Мы поставим четыре; на «Бель-эйре» 160-ти сильный движок? У нас будет двести… нет — триста «лошадок» и так далее.

Предельно хищный дизайн всего кузова в целом, просто неприличное обилие хрома и других архитектурных излишеств буквально сводили с ума публику. Помимо этого — всякого рода новинки, так радующие клиентов (с точки зрения дилеров), к примеру — автоматическая коробка передач, управление которой осуществлялось расположенными слева от руля кнопками.

Правда, каким образом это улучшало эксплуатационные характеристики автомобиля и облегчало управление им, руководство «Крайслера» так и не смогло толком объяснить. Колберт и создатель «кнопочной» коробки Вирджил Экснер полагали, что само по себе нововведение уже должно волновать воображение покупателя и повышать спрос. Ну, и, наконец, главное — под капотом стоял самый мощный для того времени 305-сильный двигатель Golden Commando, разгонявший «фурию» до 100 километров в час за 7,7 секунды, при этом максимальная скорость автомобиля составляла 240 километров в час!

За каких-то пару-тройку лет «Крайслер» — наиболее консервативная компания «большой тройки», следуя своему новому лозунгу: «Новейший облик!», превратилась в самую экстравагантную фирму, и все это в основном благодаря «фурии», ставшей к тому времени «звездой» демонстрационных залов.

За весь этот шик, в конце концов, пришлось заплатить высокую цену. Чтобы успеть потрафить покупателям, новые автомашины выпускались в большой спешке. В результате кузова протекали и ржавели, двигатели работали с перебоями, а некоторые авто буквально разваливались на дороге. Поднявшийся было объем продаж «Крайслера» на рынке с 13% (1954 год) до 17%, резко упал к 1960 году до 10%.

Помимо многочисленных технических недостатков, на уровень продаж подействовали новые веяния в обществе: появление на рынке «Жука», общий интерес к «компактным» автомобилям, типа «Рaмблерa» и многое другое. Про «фурию» — лучшую модель 1958 года, выпущенную в количестве 5300 штук начали постепенно забывать. Полыхнув звездой «Крайслера», бежевая с золотом «фурия» 58 года казалось, так и осталась в памяти людей всего лишь украшением салонов, мощной, дорогой, но никчемной, ненадежной и далеко небезопасной игрушкой.

Демон на колесах

кадр из фильма Джона Каpпентеpа «Кристина»Только через 25 лет «Плимут-фурия» 1958 года вновь напомнит о себе, став главной «героиней» книги Стивена Кинга «Кристина» и сразу же попавшей на экраны в одноименном фильме режиссера Джона Каpпентеpа…

Фильм и книга вышли практически одновременно — режиссер был так уверен в успехе, что начал снимать «Кристину» задолго до раскрутки самого романа. Правда, сюжет фильма был основательно переписан — Кинг даже хотел убрать свое имя из титров, но, в конце концов, оценив труд сценаристов, сам отправился в рекламное турне по стране в поддержку как своей книги, так и кинокартины одновременно. Свое путешествие Стивен Кинг совершал естественно на… «Кристине» — «Плимуте фурии».

Сюжет по-кинговски прост и ужасен: набитый комплексами по самое не хочу, прыщавый «ботаник» Арни Каннингем покупает по случаю «фурию» 1958 года, которую прежний хозяин упорно называл «Кристиной». Покупает и… влюбляется в нее как в девушку. Любовь, несомненно, взаимная, но… довольно странная, если не сказать — жестокая. Подросток постепенно избавляется от прыщей и от комплексов, а «Кристина» довольно кровавыми методами избавляет или старается избавить Арни от «лишних» с ее точки зрения друзей, подруг и даже просто знакомых. Очень быстро хозяин «Кристины» приходит к выводу, что его машина одержима демонами…

Справедливости ради надо заметить, что сам Стивен Кинг, сочиняя роман «Кристина» не сразу остановился на «Плимуте-фурии», как на главной героине. По свидетельствам кропотливых исследователей его творчества «машиной-демоном» мог равным образом стать «Плимут-бельведер» или «Плимут-савойя» обладавшие столь же «хищническими» внешними данными. В результате, когда уже роман был практически готов, занудные почитатели сразу выискали в нем несколько ошибок.

Во-первых, «Кристина» изображена Кингом, как четырехдверный автомобиль, тогда как «фурия» до 1959 года выпускалась только в двухдверном варианте — этот момент пришлось переработать. Во-вторых, «Кристина» — красного цвета, а «Плимут» свои «фурии» тех лет в красный цвет не красил. Этот вопрос был решен небольшой вставкой в роман, в результате чего «Кристина» сходит с конвейера в сентябре 1957 года но, согласно желанию владельца, окрашивается в цвет следующего модельного года. Тем более что, собственно, автомобильный «модельный год» в США как раз и начинается с осени.

Встречались и чисто технические недочеты. Так в романе автоматическую коробку передач Кинг называет Hydramatic, но эта коробка — произведение «Дженерал моторс», коробки передач «Крайслера» назывались TorqueFlite и управлялись, как мы помним, кнопками.

Кое-какие недочеты подобного рода в фильме были убраны, но появились другие. По сюжету Арни, запертый в автомобиле, судорожно дергает кнопку замка, пытаясь открыть дверь. На «фурии» никаких замочных кнопок не было — замок блокировался поворотом дверной ручки против часовой стрелки.

После выхода «Кристины» на экраны популярность «Плимута фурии» выросла как никогда. Фанаты скупали на автосвалках все машины, хоть отдаленно напоминающие героиню очередного кинговского кошмара, за неимением запчастей, заряжали под капот более-менее подходящие двигатели и, наконец, самое главное, красили своего автомонстра в стильный, красный с белой полосой цвет.Разумеется, наиболее ценными считались модели, восстановленные, что называется «как с конвейера». Стоимость подобных «Кристин» сейчас исчисляется сотнями тысяч долларов.

В тему:

Кадр из фильма Джона Каpпентеpа «Кристина»

Перед началом работы над фильмом «Кристина» помощники режиссера Джона Каpпентеpа объездили всю страну и умудрились скупить 23 Плимута. Все они были в срочном порядке перекрашены в кроваво красный цвет с белой полосой. 16 автомашин были полностью уничтожены во время съемок. Например, для того, чтобы запечатлеть «самовосстановление» «Кристины», в автомобиль устанавливались мощные вакуумные насосы, при включении буквально всасывавшие внутрь кузов машины. Затем пленку просто запускали наоборот.

В фильме участвует еще один «Плимут фурия», но, правда, на третьих ролях — на нем катается по городу детектив Дженкинс. Эта модель 1978 года — последний представитель Крайслеровских «фурий». Несмотря на кризис, «Крайслер» упорно продолжал наращивать мощность двигателей и, в конце концов, довел эту цифру до 375 «лошадок». Немудрено, что подобные характеристики заинтересовали полицейский департамент, в плане погони за преступниками. В результате, начиная с середины 60-х годов «фурия» становится популярным полицейским автомобилем, что и позволяет ей продержаться на конвейере еще десяток лет.

Автор:

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Все статьи Константина Федорова