Небольшой, но уютный конференц-зал отеля «Фэрлейн инн» в Дирборне (штат Мичиган) служил постоянным местом для деловых встреч небольшой группы ведущих менеджеров компании «Форд мотор компани». Эти молодые парни так и называли себя: «Комитет Фэрлейна». Неофициально заправлял «комитетом» только что получивший должность вице-президента в корпорации «Форд» Лидо Энтони Якокка..
«Комитетчики»
На работе к Якокке относились по-разному: кто-то считал его просто молодым выскочкой, в скором времени обязательно обломающим себе зубы и по заслугам; некоторые откровенно завидовали: ведь даже в Америке не часто попадаются люди моложе сорока, чей доход так велик, что облагается 90%-ым налогом. В противоположность им «Комитет Фэрлейна» отдавал дань напористости Ли и свежим идеям, достаточно часто мелькавшим в его голове. А потому на назначенную Якоккой встречу, где он обещал сообщить «великолепное известие», собрались все без исключения его соратники.
Оглядев своих друзей, Ли не смог сдержать улыбки: сейчас они узнают эту потрясающую новость.
— Как вы уже, наверное, слышали, — начал он. — Я недавно вернулся из Кельна, где собирают новую модель «Форд кардинал». Так вот, я считаю, что «Кардинал» — хорошая машина… для Европы. Пусть там ее собирают, там и продают, а по Америке этот автомобиль ездить не будет. Я убежден, что нам нужен другой автомобиль.
— А Генри в курсе твоих убеждений? — лениво поинтересовался Дон Фрей, возглавляющий отдел производства. — Я слышал, что на американский вариант «Кардинала» уже затрачено 30 миллионов долларов.
— На самом деле 35 миллионов. И самый большой бой мне пришлось выдержать с Эрисом Миллером, нашим главным экономистом. Но вы же знаете Генри. Он любит считать себя передовым человеком, понимающим интересы молодежи. А мне удалось убедить его, что наша следующая модель должна быть предназначена именно для молодежи, — и он согласился со мной. А теперь самое главное, — Ли, памятуя об уроках, полученных на курсах ораторского искусства, выдержал эффектную паузу. — Генри поручил построить новый автомобиль нашей группе.
Спортивный и недорогой
Как опытный плановик, Ли прекрасно знал, что на создание полностью нового автомобиля придется затратить от 300 до 400 миллионов $. А может взять части уже готовых моделей? Коробку, двигатель или хотя бы подвеску?
Это сократило бы расходы раза в четыре, если не больше. Заманчиво, а потому, первое задание — производственному отделу: перебрать все запчасти, идущие на «Фалькон», предыдущую модель Форда.
Однако уже через неделю руководитель производственного отдела Дик Плэйс на очередном собрании грустно пошутил, что сделать из «Фалькона» автомобиль спортивного стиля — это все равно, что приделать молодые ноги старой бабке. Придется все разрабатывать с нуля.
Итак, сначала — рынок. На какой машине хочет ездить современный, молодой американец? На элегантной, качественной и недорогой. Очень мило. И как же объединить все это вместе?
Автомобиль должен быть небольшим, но на двухместный автомобиль массового спроса никогда не будет, а потому, чтобы обеспечить высокие продажи, машина должна быть четырехместной. Лучше всего выпускать одну базовую модель с различными вариантами комплектации и отделки — это сократит расходы, и одновременно даст возможность «поиграть» с ценой: каждый покупатель выберет тот вариант, что ему по карману.
Потенциальные клиенты — молодые, преуспевающие или желающие казаться таковыми люди. Следовательно, авто должно иметь спортивный вид, но без излишеств.
Так постепенно в голове Ли и его команды начали вырисовываться контуры новой модели…
Скачок «Кугуара»
Заканчивался 1961 год. Сидя у себя в кабинете Ли задумчиво перелистывал книгу под названием «Мир автомобилей», в которой были фотографии всех когда-либо построенных машин.
Босс уже назначил срок, и даже место показа новой модели: апрель 1964 года, Всемирная выставка в Нью-Йорке.
Казалось, время еще есть, проведены практически все расчеты, уже готова база нового автомобиля, но не хватает, собственно, модели, демонстрирующей его внешний вид. Нет и еще одного, самого главного для любой машины — названия.
— За последние 7 месяцев мы изготовили 18 глиняных моделей и ни одна не подходит,— устало произнес Джин Бординат, заведующий отделом дизайна, пожимая протянутую Ли руку.
— Хотя… есть тут один вариант. Его слепил Дэйв Эш, помощник руководителя одной из мастерских. Он воспользовался той фотографией, где изображен «Линкольн Марк I», — вы не так давно оставили ее у меня на столе. Взгляните. Мы назвали его «Кугуар».
Едва бросив взгляд на еще непросохшего «Кугуара», Якокка понял, это то, что надо.
Демонстрационный зал «Форд мотор» был полон. В центре внимания красовался ослепительно белый, стремительный, спортивный автомобиль на красных колесах. Но едва Ли Якокка начал свое выступление, Генри Форд II перебил его словами: «Я ухожу» и вышел прочь. Это был полный провал.
Однако на следующий день все разъяснилось. Оказалось, что уход Форда никак не был связан с демонстрацией новой модели. Просто босс почувствовал себя плохо и был вынужден покинуть зал.
Как бы в компенсацию столь неприятного впечатления, при следующей демонстрации Генри Форд II крайне благожелательно отнесся к проделанной работе «Комитета Фэрлейна» и даже не стал настаивать на своем варианте названия новой модели — «Т-Берд II», что с ним случалось крайне редко. После долгих споров машина получила итальянское имя «Торино», а чтобы дизайнеры не обижались на то, что их название отвергли, на эмблеме был изображен кугуар.
Однако не прошло и недели, как в кабинете Ли раздался звонок. Это был Чарли Мур, руководитель отдела по связям с общественностью.
— Мне очень жаль, Ли, но для машины придется подобрать другое название. Босс сейчас разводится с женой и встречается с одной итальянкой. Это долго объяснять, но кое-кто считает, что итальянское имя для нового автомобиля вызовет нездоровые сплетни. Подумайте хорошенько, ведь у вас были и другие варианты.
Несомненно, варианты были. И не один, а сотни и даже тысячи. Как тут выбрать и не ошибиться?
Вскоре после долгих дебатов названий осталось всего шесть: «Бронкоу», «Пума», «Читэ», «Кольт», «Мустанг» и все тот же «Кугуар». Представитель рекламного агентства заявил, что наиболее волнующим, создающим настоящий американский образ, звучит слово «Мустанг». На том и порешили.
Любопытно, что имя «Мустанг» первоначально возникло не по названию лошади, а в честь истребителя времен Второй мировой. Но на эмблеме, ясное дело, должен был красоваться покоритель прерий.
«Сколько, сколько??!...»
В закрытом зале, вокруг стенда с настоящим «живым» «Мустангом» толпился народ. Это был один из последних тестов, предшествовавших постановке машины на конвейер. 52 семейные пары, представители как «белых», так и «синих» воротничков, придирчиво оглядывали автомобиль.
Все их высказывания записывались на пленку: «Маловат… Просто недешевая игрушка для богатых… Красиво, но чем копить на такое, проще взять «Шевроле»… Вот если бы у нас была еще одна машина, дорогой, как ты думаешь? Я бы могла ездить на нем по магазинам. И в церковь.... Лизи, эта машина слишком мала, тебе с ней будет трудно управляться…» и так далее.
Когда время осмотра закончилось, Ли вышел вперед.
— Вот вы все и увидели, леди и джентльмены. А теперь скажите мне: готовы ли вы купить такой автомобиль?
Толпа несколько притихла. Вперед вышел невысокий, представительный мужчина.
— Думаю, что выскажу общее мнение, — начал он, уверенно оглянувшись, — боюсь, что мистер Форд несколько разочаровал нас. Машина слишком мала и вообще… Да что там говорить! Ведь вы запросите за нее 3,5 а то и 4 тысячи $! А мало кто из присутствующих готов выложить подобную сумму, верно?
— Ок! А теперь я спрошу по-другому: готовы ли вы купить такой автомобиль за… 2,5 тысячи $?
— О, боже!...
— Сколько, он сказал, она стоит?...
— К черту размеры! Лизи, ты будешь на нем ездить!... Нет! Я буду на нем ездить! Все соседи тут же решат, что я получил новую, высокооплачиваемую работу. А ты покатаешься на нашем «Плимуте». Тебе же нравится «Плимут»!…
— Но Джек! Я же первая сказала, что хочу эту машину…
Парни из «Комитета Фэрлейна» победно переглянулись. Небольшая цена обеспечит высокий спрос. Очень высокий. Этот автомобиль будет продаваться десятками… да, что там, сотнями тысяч в год!
9 марта 1964 года первый «Мустанг» сошел с конвейера. Все расчеты Ли Якокки и его команды полностью подтвердились. В ближайшие выходные после появления «Мустанга» в продаже дилерские пункты посетили четыре миллиона человек — цифра невероятная! Только за первые два года «Мустанг» принес 1,1 миллиарда чистой прибыли. Этот автомобиль обеспечил Ли Якокке всеамериканскую славу и, в будущем, кресло президента компании «Форд».
Однако всякое хорошее дело имеет свой конец, и «Мустанг» не был исключением. «В 1968 году — вспоминал Якокка — на “Мустанг” был установлен чудовищный двигатель удвоенной мощности. Чтобы машина могла нести такой мотор, пришлось увеличить все ее размеры. К 1971 году “Мустанг” стал длиннее на 20 см, шире на 15 см, почти на 270 кг тяжелее, и дороже на 1000 $, чем первоначальная модель 1965 года. Он перестал быть резвым конем и уже стал больше смахивать на жирную свинью. В результате продажи упали — наши клиенты отвернулись от нас, так как мы отвернулись от их любимой модели»…
В тему:
«Легче сконструировать двери и крышу, чем придумать название автомобилю» (Ли Якокка).
«В моей домашней библиотеке до сих пор хранится отливка эмблемы “Кугуар”, которую дизайнеры прислали мне в портативном ящичке с запиской, гласившей: “Пожалуйста, не глупите. Не соглашайтесь ни на какое другое название, только “Кугуар””. Удовлетворить это требование я не смог, но несколько лет спустя мы присвоили название “Кугуар” роскошной новой модели отделения “Линкольн-Меркьюри”» (Ли Якокка).
«С тех самых нор как “Мустанг” был выпущен в продажу, люди с явным удовольствием отмечали, что эмблема лошади на машине развернута не в том направлении, так как она скачет по часовой стрелке, а не против, как обычно скачут лошади на ипподромах. Я неизменно отвечал, что мустанг — это дикий конь, а не одомашненная скаковая лошадь. Но независимо от того, в каком направлении скакал наш “Мустанг”, я все более убеждался, что он взял правильный курс» (Ли Якокка).
- 10927 просмотров