В 1996 году состоялась премьера художественного фильма "Титаник" режиссера Джеймса Камерона. Картина впечатлила миллионы кинозрителей, а ее немыслимый бюджет окупился всего за 25 дней. Интересно, что в съемках "Титаника" участвовали и россияне. Причем выполняли они самую трудную часть съемки - подводную.
Любовь - это полет
В съемках "Титаника" принимала участие российская экспедиция Института океанологии имени П. Ширшова. Помощь россиян в съемках самого кассового фильма просто неоценима - ее признал и сам режиссер, критики, зрители, даже американская киноакадемия, вручившая "Оскар" за вклад в подводные исследования руководителю экспедиции, доктору технических наук, заведующему лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Анатолию Сагалевичу.
Но помимо подводных съемок, россияне сделали и другой вклад в картину. В своем интервью газете "Известия" А. Сагалевич утверждает, что это именно он подсказал режиссеру фильма Джеймсу Камерону главную идею картины.
"Камерон загорелся идеей снять фильм о "Титанике", его не смущало, что за короткий период свет уже увидели две картины аналогичной тематики, но тревожило другое. "В том, что мы сделаем прекрасные съемки под водой, я не сомневаюсь, - поделился как-то Джим своими опасениями со мной, - но нужна главная идея фильма, а ее пока нет". Я ответил: "Мир устал от жестокости и насилия. Нужен человечный фильм, покажи красивую и большую любовь, сделай ее лейтмотивом картины". На мою романтическую тираду создатель "Терминатора" ответил вопросом: "А что такое любовь в твоем понимании?" Я тут же отреагировал: "Настоящая любовь - это полет"".
Конечно, наши океанологи люди с юмором и вполне могли и подшутить над интервьюером, но совершенно точно то, что их помощь американскому режиссеру просто огромна. Перед съемками основной части картины предстояло осуществить множество трудных проектов...
История фильма
Джеймс Камерон когда-то знал о трагедии затонувшего огромного трансатлантического лайнера не больше, чем все остальные люди - 15 апреля 1912 года "Титаник" столкнулся с айсбергом, что привело к гибели сотен людей.
Однажды Камерон посмотрел фильм "Гибель "Титаника"" английского режиссера Роя Уорда Бэйкера, снятый в 1958 году. Страшная трагедия той весенней ночи заинтересовала Камерона, и он решил, что было бы неплохо снять этот фильм более развернутым и с использованием новых технологий.
После этого Камерон начал подготовку к съемкам своей эпохальной картины. Режиссер изучал историю корабля, знакомился со списками пассажиров, плывших на нем, внимательно изучал документы, дневники, письма той эпохи. Пришлось погрузиться в атмосферу начала века, пропустить ее через себя, но результат того стоил - сценарий, написанный Камероном, оказался действительно интересным и впечатляющим.
Но, естественно, ни одна голливудская картина не может обойтись без любовной истории, и поэтому весь сюжет фильма закручивался вокруг молодой влюбленной пары - богатой девушки и бедного паренька. Сценарий фильма показался продюсерам более чем увлекательным, и студия "XX век Фокс" согласилась принять участие в этом крупномасштабном проекте. Но Камерон поставил перед студией условия - он обязательно должен побывать на месте гибели "Титаника", более того, спуститься под воду и своими глазами увидеть затонувший корабль, почувствовать весь масштаб ужаса, который пришлось испытать потерпевшим кораблекрушение.
Также Камерон планировал снять несколько эпизодов фильма под водой, чтобы придать большую достоверность своей картине.
Ученые и режиссер
Для подводных съемок были приглашены наши российские ученые-океанологи. Научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш", принадлежащее Институту океанологии имени Ширшова, отправилось в район гибели "Титаника". На этом судне установлены уникальные обитаемые глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2", способные погружаться на глубину до 6 км.
Американцы разработали специальную внешнюю кинокамеру с титановым корпусом, способную работать под толщей воды. Также был изготовлен телеуправляемый модуль, который мог проникать внутрь затонувшего лайнера.
Но естественно, любое масштабное дело не обходится без проблем и трудностей, которые пришлось преодолевать нашим океанологам. Анатолий Сагалевич позже вспоминал об этом: "В августе 1995 года в районе Галифакса мы провели пробное погружение, в ходе которого выяснилось: телеуправляемый модуль и лебедка, обеспечивающая его движение, не работают. Эти недостатки устраняли на месте члены экипажа "Келдыша".
Прикрывая недоработки американских наладчиков, наши ребята делали это из соображений корпоративной солидарности: с самого начала совместной работы Джим показал себя очень требовательным руководителем. За подобные провинности члены технической группы картины запросто могли лишиться работы. Камерон всегда был доступным и корректным в общении, но никогда не церемонился с теми, кто не оправдывал его доверия".
Но все обошлось, и экспедиция продолжала свои уникальные исследования.
"Оскар" для океанолога
Во время съемок было совершено 12 погружений, причем Камерон не отставал от российских ученых и также погружался на глубину - а на такой решительный шаг способны далеко не все неподготовленные люди.
Вот как рассказывал Анатолий Сагалевич об американском режиссере: "Камерон работал под водой и как режиссер, и как оператор. Джим очень увлекающаяся и концентрированная натура. Чувство глубины его не подавляло. При первом своем погружении он вел себя очень спокойно и даже пошутил, что вместе с ним на глубину 3800 метров погружается весь Голливуд. Сказать, что Камерон классный гидронавт, было бы нелепой лестью, но то, что он очень обучаемый и бесстрашный человек, вам скажет каждый член экипажа".
Камерон в свою очередь, так отозвался о российских ученых и работе с ними на вручении Анатолию Сагалевичу премии "Оскар": "Меня потрясли технические возможности российских глубоководных аппаратов, меня потряс своей фантастической визуальностью открывшийся из иллюминаторов подводный мир. Я искренне поздравляю с присуждением "Оскара" моего большого друга и великого акванавта Анатолия Сагалевича, надеюсь снять с ним еще не один фильм".
В своих интервью Камерон подробно рассказывал также и о своих подводных впечатлениях: "Невозможно передать чувства, которые я тогда испытал. 12 раз ходили мы к "Титанику". Наша камера с дистанционным управлением обшарила весь корабль - заросшие водорослями салоны, палубы, самые потайные уголки, прошлась вдоль бортов...
И я уже видел, уже знал, какая любовная история произойдет здесь и как тесно сплетется она с волнующей жизнью корабля, с его плаванием и его агонией. Вернулись мы с богатейшим "уловом" кино- и видеоматериалов. Мы проникли во все помещения на "Титанике", куда можно было внести аппаратуру, побывали в каютах, видели койки, раковины, зеркала; мы знали, кто какую каюту занимал, и нашли одежду этих людей, их личные вещи. Мы даже побывали в трюме и осмотрели груз".
Некоторые кадры из подводных съемок вошли в фильм, но большинство использовалось как важный подручный материал для дальнейшей работы над картиной. Опираясь на снимки, полученные под водой, дизайнеры позже разработали интерьеры затонувшего корабля, а компьютерные студии воссоздали виртуальные модели "Титаника", которые и помогли снять самый красочный фильм Голливуда...
А спустя несколько лет Камерон порадовал зрителей документальной картиной "Призраки бездны". В ней рассказывается об истории "Титаника" и немецкого крейсера "Бисмарк", затонувшего во время Второй мировой войны. Фильм был снят на основе совместной экспедиции американцев и россиян - все на том же судне "Академик Мстислав Келдыш". Кадры подводных съемок этого фильма поистине уникальны и не имеют мировых аналогов....
Напомню, что недавно мы рассказывали про дорогу Бимини - путь в Атлантиду...
- 14772 просмотра