Имя этой актрисы известно в нашей стране практически всем. Фильмы с ее участием популярны до сих пор, хотя многие из них сняты много лет назад. В чем же секрет успеха выдающейся кинозвезды Любви Орловой, самой яркой звезды советского экрана?
Барышня из рода Рюриковичей
Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля (29 января по старому стилю) 1902 года. В советские времена актрисе приходилось тщательно скрывать то обстоятельство, что на она появилась свет в более чем состоятельной дворянской семье, ведущей свою родословную еще от Рюриковичей.
Орловы жили в своем имении под Москвой, отец Любы Петр Федорович служил в военном ведомстве, а мать Евгения Николаевна, урожденная Сухотина, воспитывала детей. Маленькая Любочка отличалась живым нравом и прирожденным артистизмом, любила петь и танцевать. С девочкой с ранних лет занимались педагоги, она брала уроки вокала и игры на фортепиано.
По семейным преданиям, однажды выступление Любы увидел сам Шаляпин и произнес пророческие слова: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!». Все указывало на то, что пророчество великого певца сбудется — Люба выказывала все новые артистические таланты, всерьез занималась музыкой, собиралась поступать в Московскую консерваторию.
Но все планы нарушила революция. В это смутное время главным было выживание, а не занятия музыкой… Потомственные дворяне Орловы, чтобы не умереть с голоду, завели коров, и избалованной горничными Любочке пришлось по морозу возить в Москву тяжелые бидоны с молоком — именно тогда она испортила себе прекрасную форму рук — суставы некрасиво выпирали наружу, и Орловой потом всю жизнь приходилось скрывать это всевозможными ухищрениями.
Дыхание ГУЛАГА
Пережив в те страшные годы немало трудностей и жизненных невзгод, Орлова все же опять оказалась на дороге, ведущей к артистической славе. В 1919 году она поступила в консерваторию, где проучилась три года. Затем Любовь Петровна была зачислена в Московский театральный техникум, где обучалась хореографии.
В 1926 году молодая актриса Любовь Орлова была принята в музыкальную студию при МХАТе — скромной хористкой. Тогда же девушка вышла замуж за Андрея Берзина — крупного партийного чиновника, служащего Наркомата земледелия.
Орлова после замужества не оставила театр, а, наоборот, с удвоенной энергией начала заниматься своей артистической карьерой. Но роли актрисе доставалась лишь эпизодические — до солистки ей было еще далеко.
В 1930 году супруг Любви Петровны был арестован по «делу Чаянова» — Берзин к тому времени стал заместителем наркома земледелия, а на этой должности никак нельзя было разделять взгляды видного ученого в неоправданности коллективизации и разорения крестьян. Орлова оформила развод — в то время только это могло спасти от ареста и лагерей…
Но мысли о судьбе мужа не давали ей покоя. Через несколько лет, когда Орлова уже была знаменита, во время приема в Кремле к ней подошел Сталин и предложил обратиться к нему с любой просьбой. И Орлова вместо обычных требований творческой элиты — квартира, машина, дача, попросила сообщить ей о том, жив ли ее муж...
Позже ей сообщили, что он находится на поселении в Казахстане и намекнули, что она вполне может оказаться рядом с ним, если будет задавать Вождю всех народов подобные вопросы…
Невеселая веселая жизнь
Неизвестно, каково жилось актрисе под угрозой ареста, и как ей удавалось столь удачно играть роли счастливых девушек, живущих в самой лучшей стране мира — СССР. Глядя на ее Анюту в «Веселых ребятах» никогда не подумаешь, что актриса в то время переживала столь тяжелые жизненные драмы…
Роль Анюты, сделавшая актрису знаменитой, была не первой в ее биографии. Орлова начала сниматься достаточно поздно — в 31 год. Перед этим она сумела из кордебалетных девушек на заднем плане стать солисткой оперетты — голос ее поражал слушателей, среди которых бывали и кинорежиссеры.
В 1933 году она снялась в фильме Бориса Юрцева «Любовь Алены», затем в картине «Петербургская ночь». Но оба этих фильма успеха актрисе не принесли…
Настоящая слава к Орловой пришла после встречи с режиссером Григорием Александровым, ставшим ее мужем, наставником, другом и защитником до конца дней. Режиссер искал актрису для исполнения главной роли в новой музыкальной кинокомедии, но ни одна из претенденток не устраивала Александрова.
И лишь увидев на сцене в роли Периколы неподражаемую, талантливую, блестящую Любовь Орлову, режиссер понял — это она, его Анюта, его героиня…
Картина просто потрясла зрителей, всенародная любовь к ней не проходит вот уже больше 70 лет. После выхода «Веселых ребят» жизнь Орловой сильно изменилась — она стала настоящей звездой, кумиром, объектом для подражания миллионов женщин.
В психиатрии даже появился термин «Синдром Орловой» — так называлось навязчивое желание истеричных дам походить на актрису до мелочей. Каждый новый фильм укреплял всеобщее обожание актрисы, а Орлова раз за разом доказывала, что она — самая лучшая. «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»…
Успех Любви Петровны не был случайным. Помимо своих многогранных артистических талантов, великолепного голоса, чувства ритма, потрясающей внешности, Орлова умела работать по-настоящему, вживаться в свою роль целиком.
Так, перед ролью почтальона Стрелки в «Волге-Волге» Олова несколько дней ходила по городу с тяжелой почтовой сумкой, а перед съемками «Светлого пути» училась ткать под руководством стахановки-ткачихи.
Во время войны актриса много ездила по фронтам, выступала перед бойцами, снималась в боевых киносборниках. Когда фашисты наступали на Москву, в качестве моральной поддержки жителям и воинам по городу были развешены гастрольные афиши Орловой — мысль о том, что знаменитая актриса осталась в городе, поддерживала в эти дни многих.
После войны Александров снял великолепный даже по современным меркам фильм «Весна», где Орлова блистательно сыграла две роли сразу. Затем последовал фильм «Встреча на Эльбе», за который она получила Сталинскую премию. Это время стало пиком ее карьеры, зенитом ее славы... Казалось, что она достигла всего, о чем можно мечтать – слава, карьера, деньги, семья... Но мало кто знал об истинной жизни Орловой, о ее мыслях, переживаниях, болезнях.
Много лет она страдала ужасной бессонницей и редкой болезнью Меньера, для которой характерны внезапные сильные головокружения, рвота, шум в ушах… Но самым страшным бедствием для Орловой стала ее наступающая старость.
Архив на свалке
Возраст Орловой неумолимо приближался к пятидесяти — страшное время для любой женщины, а тем более, актрисы. Она привыкла блистать на экране, а добиваться этого было все трудней. Орлова не хотела, чтобы зрители видели ее стареющей и решила уйти из кинематографа.
Новым местом ее работы стал театр имени Моссовета, где актриса сыграла немало замечательных ролей. Но страх приближающейся старости сводил с ума актрису. Она прибегала ко всем ухищрениям, способным сохранить молодость и красоту — дорогие кремы, привезенные из Парижа, специальная гимнастика, массажи…
Одной из первых в Москве она сделала пластическую операцию. Когда Орловой исполнилось 70, и начались торжества по все стране, она умоляла ни в коем случае не называть ее возраст. Вскоре Орлова попала в больницу из-за сильных болей в почках. От пациентки скрыли ее страшный диагноз — рак поджелудочной железы. Александров уверял жену, что у нее были камни в почках, которые благополучно удалили.
Скончалась актриса в январе 1975 года, похоронили ее на Новодевичьем кладбище. Через несколько лет умер Григорий Александров…
В квартире Орловой и Александрова сейчас находится офис, а их огромная дача сдается для иностранцев и для съемок клипов (знаменитый клип Алсу «Зимний сон» был снят именно там). А недавно в СМИ появилась информация, что на свалке поселка Внуково, где находится эта дача, были найдены остатки архива и вещей актрисы.
Кто-то выбросил без сожаления все письма, заметки, свидетельства давно ушедшего от нас времени и жизни знаменитой актрисы, ставшей символом СССР…
- 19505 просмотров