Ей пришлось пережить столько боли и горя, что с лихвой хватило бы на сотни людей. Но она выдержала все испытания, всегда оставаясь бодрой и веселой. И только на написанных Фридо Кало картинах можно увидеть ее страдания, скрытые от посторонних глаз… А ее любовь принесла ей столько боли, что обычной женщине было бы не перенести...
Деревянная нога
Знаменитая мексиканская художница Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в пригороде Мехико. Ее отец был фотографом, и девочка с ранних лет полюбила это таинственное искусство — на пустой бумаге вдруг проявлялись дома, люди, деревья…. Отец доверял ей ретушировать некоторые фотографии, и маленькая Фрида с восторгом приукрашала действительность, испытывая при этом счастье…
Но легкое и безоблачное детство для девочки кончилось очень рано — в 6 лет она серьезно заболела полиомиелитом. Фрида выжила, но навсегда у нее осталось физическое уродство — больная и хромая тонкая нога.
Дети всегда не любят ровесников, страдающих теми или иными недугами и дефектами. Фрида не стала исключением. Ей придумали кличку «Деревянная нога», и ребятня зло изводила девочку. Но, в отличие от многих детей, оказавшихся в ее положении, Фрида не замкнулась. Она поставила перед собой цель ни в чем не уступать здоровым детям, и успешно ее достигла — никто не мог сравняться с ней в плавании или беге. Она даже играла в футбол с мальчишками, и вскоре дворовая братия приняла ее в свои ряды. На больную ногу Фрида надевала несколько чулок, чтобы она по объему сравнялась со здоровой, и никто не заметил ее изъяна. А когда в Мексике прошли слухи о том, что где-то в Европе некоторые дамы носят брюки, Фрида тут же тоже начала надевать мужские штаны, немало шокируя этим публику.
В 15 лет она в очередной раз удивила окружающих — собралась изучать медицину и поступила в Национальную подготовительную школу. Женщин там оказались считанные единицы, и Фрида среди них…
В мужском коллективе Фрида быстро стала весьма популярной — благодаря своей необычной внешности и еще больше — острому и парадоксальному уму. Среди множества претендентов на роль ее возлюбленного она выбрала студента Алехандро Гомеса Ариаса, и первая любовь Фриды расцвела как яркие цветы глоксинии, укравшие сад ее родителей. Но завершилось это первое чувство очень трагично…
Вопреки смерти
Вечером 17 сентября 1925 года Фрида и Алехандро ехали вместе на автобусе. И тут случилось страшное — автобус на большой скорости врезался в трамвай. Алехандро практически не пострадал, а Фрида получила множество травм — стальной штырь прошел через ее тело насквозь, воткнулся в живот, повредил ей позвоночник в трех местах, раздробил тазобедренную кость. У нее были сломаны ноги, ключица, несколько ребер…
О том, что она останется жива, не могло быть и речи — уж слишком тяжелыми оказались ранения. Но Фрида не умерла — так сильна в ней оказалась тяга к жизни. Ей пришлось пережить 32 операции и долгий и мучительный восстановительный период. И именно тогда она столкнулась впервые с унизительным положением бедного и бесправного человека — родители Фриды не могли платить за лечение больших денег, и девушка в больнице чувствовала себя человеком второго сорта: «Они ужасно обходились с нами. На двадцать пять пациентов приходилась только одна медицинская сестра. Никто не обращал на меня внимания, более того, мне не делали рентгена».
Кроме того, возлюбленный Алехандро к ней ни разу не зашел… Именно здесь, в больнице, пережив столько боли, потрясений и унижений, Фрида в первый раз в жизни взяла в руки кисть и краски и начала рисовать… Ее первыми работами стали автопортреты — по ее просьбе родня повесила рядом с кроватью зеркало, и Фрида целыми днями рисовала саму себя: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Врачи не советовали ей рисовать, так как каждое движение причиняло ей боль, но она упорно пыталась передать свои страдания на холстах, и получалось это у Фриды с каждым днем все лучше и лучше…
Вторая катастрофа
Фриду выписали из больницы, она могла ходить, но навсегда остались у нее мучительные боли в позвоночнике и страшный приговор — невозможность иметь детей.
Она продолжала рисовать, и спустя год отправилась со своими картинами к знаменитому мексиканскому художнику Диего Ривере. Тот был поражен ее творчеством, умом, необычной судьбой…
Началась любовь, взаимная, страстная, мучительная и трудная. Диего был старше Фриды на 21 год — огромный, толстый, рядом с ним маленькая художница казалась еще более хрупкой — друзья называли их «Слон и горлинка». Они поженились, но счастья Фриде довелось испытать немного. Она шутливо говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Диего очень нравился женщинам, и он не мог не отвечать на их настойчивое внимание. А Фрида страдала, вымещая свою боль в картинах…
После очередной измены Диего, особенно болезненной для Фриды — потому что произошла она с ее младшей сестрой, она написала картину — на ней обнаженная женщина истекала от ножевых ран, а рядом равнодушно стоял ее убийца…
Но она продолжала жить с Диего, который хотя и причинял ей боль, но все же искренне любил маленькую Фриду. Он всегда отдавал должное ее уму, стойкости и творчеству. Ривера говорил: «Фрида — единственный художник в истории искусства, который разорвал свою грудную клетку и сердце, чтобы раскрыть биологию своих чувств».
А она продолжала страдать. Она очень хотела иметь детей, но так и не смогла выносить их — три ее беременности закончились выкидышами. После этого она начала рисовать детей. Мертвых детей, вид которых заставлял содрогнуться…
Дорогие «Корни»
Страдания Фриды увеличивались, и вскоре она уже не могла переносить постоянные измены и предательства Риверы. В 1939 году они решили разойтись. Диего сказал тогда: «Мы были женаты 13 лет и всегда друг друга любили. Фрида даже научилась принимать мою неверность, но не могла понять, почему я выбираю тех женщин, которые меня недостойны, или тех, которые уступают ей... Она предполагала, что я был порочной жертвой собственных желаний.
Но это ложь во спасение думать, что развод положит конец страданиям Фриды. Разве она не будет страдать дальше?» И Ривера оказался прав — его жена продолжала любить его, также как и он не мог забыть Фриду — и они опять потянулись друг к другу. Она писала мужу: «Диего, любовь моя, не забудь, что как только ты закончишь фреску, мы снова соединимся и уже навсегда, без ссор и без всего плохого — только для того, чтобы сильно любить друг друга». В 1940 году они опять поженились — чтобы быть вместе до конца…
Фрида с каждым годом все больше страдала физически — ей приходилось постоянно носить корсеты, переносить болезненные операции на позвоночнике. Но она не сдавалась, продолжала рисовать. И если на картинах можно увидеть ее боль, то в жизни художница никогда не показывала виду, что ей плохо или тяжело. Она всегда была ровна и весела, любила встречаться с друзьями. Но Фриде становилось все хуже. Вскоре она могла передвигаться только в инвалидной коляске, а затем ей еще и ампутировали правую ногу… Но она, стиснув зубы продолжала рисовать. И покоряла своим творчеством все новые вершины — ее признали на равных с Диего, устроили персональную выставку.
Она умерла в 47 лет, 13 июля 1954 года — от воспаления легких. Ослабленный организм не смог справиться с болезнью… На ее похоронах Диего, сильный и мужественный человек, рыдал, оплакивая свою единственную настоящую любовь…
Он завещал после своей смерти устроить в их доме музей Фриды Кало. И сейчас этот музей посещает огромное количество людей — имя и творчество художницы и в наши дни очень популярно. Ее картины приобрели баснословную стоимость.
Недавно на аукционе «Сотби» картина «Корни» — автопортрет, написанный вскоре после возвращения к Диего, была продана за 5,6 миллионов долларов. А имя Фриды Кало навсегда вошло в историю – про нее пишут книги, сочиняют песни и снимают фильмы, восхищаясь ее необыкновенной стойкостью и силой любви...
- 16667 просмотров