Вы здесь

История авиации дальнего действия

Авиация дальнего действия сыграла решающую роль в войне.  Мы уже писали о судьбе маршала авиации Александра  Голованова. Его имя тесно связано с историей  авиации дальнего действия – именно он являлся ее создателем.

212-й отдельный

адд авиация дальнего действияВ январе 1941 года Голованов, один из лучших летчиков страны,  прославившийся во время финской войны и операции на Халхин-Голе,  написал письмо Сталину…

В этом письме пилот-ас предлагал создать крупное авиационное соединение, которое способно выполнять боевые задачи в глубоком тылу противника в сложных метеоусловиях в любое время суток. Он писал: «Именно этот вопрос, по существу, и будет решать успех предстоящих военных операций в смысле дезорганизации глубоких тылов противника, его промышленности, транспорта, боепитания и т.д. и т.п., не говоря уже о возможности десантных операций. Имея некоторый опыт и навыки в этих вопросах, я мог бы взяться за организацию и организовать соединение в 100–150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым авиации, и которое летало бы не хуже англичан или немцев и являлось бы базой для ВВС в смысле кадров и дальнейшего увеличения количества соединений».

Голованова ошеломила оперативность, с которой правительство отреагировало на его предложение. Уже на следующий день летчика вызывали в Кремль к Сталину, которого весьма привлекло предложение Голованова. Вскоре было решено сформировать полк из летчиков, хорошо владеющих элементами «слепого» полета и знакомых со средствами радиолокации. В феврале 1941 года был создан такой полк — 212-й отдельный дальнебомбардировочный. Голованов был назначен его командиром. Перед ним была поставлена задача: добиться, чтобы экипажи были способны днем и ночью, при любой погоде, наносить бомбовые удары по глубокому тылу противника. В полк, расположившийся под Смоленском, были собраны самые лучшие летчики со всей страны, и началось усиленное обучение. Особое внимание уделялось занятиям по радионавигации и связи — дальняя авиация должна была уметь летать в самых трудных условиях и при этом выполнять свои задачи.

Полк часто подвергали испытаниям учебными тревогами — по два-три раза в неделю. Экипажи получали боевые задачи и с подвешенными бомбами совершали вылеты. После отмены тревоги измученные летчики еще должны были проходить учебную программу. Люди уставали от постоянного перенапряжения, и в штабе полка было решено устроить им день отдыха в следующее воскресенье…

В ночь на воскресенье позвонили  из штаба округа. Вот так Голованов вспоминал об этом: «Раздался телефонный звонок, я поднял трубку и услышал из Минска взволнованный голос дежурного по округу:
— Боевая тревога, немцы бомбят Лиду!
Такие звонки в связи с учебными тревогами были в то время не редкостью.
— Товарищ дежурный, — ответил я, — дайте хоть один день отдохнуть личному составу. Только вчера я поднимал полк по своему плану. Нельзя ли отложить?!
— Немцы бомбят Лиду, времени у меня больше нет, — ответил дежурный и выключился».

После этого связь прервалась, и полк долго стоял в боевой готовности, без указаний, сетуя на то, в штабе округа так плохо подготовились к учениям.  Никто не знал, что совсем рядом уже гибнут тысячи людей… Лишь во второй половине дня летчики узнали о начале войны — по обычному радио, из речи Молотова.

Когда связь появилась, полк получил  приказ — нанести удары по объектам в глубоком тылу противника. Летчики совершали один вылет за другим, причем без прикрытия. Несколько экипажей погибли — к 28 июня из 72 самолетов осталось только 14, способных выполнять боевые задания. Остальные были сбиты или требовали ремонта. Но летчики,  выполняя свои задачи по дальней бомбардировке, при этом умудрились сбить 18 «Мессершмидтов».

Голованов в те сумасшедшие дни начала внезапной войны проявил трезвость мышления и умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Вскоре Сталин назначил его командиром 81-й авиадивизии. Позже в дивизию влился 212-й отдельный дальнебомбардировочный полк, считавшийся самым опытным и умелым в авиации. 81-ая авиадивизия успешно воевала с врагом, во время обороны Москвы нанесла ему ощутимый урон. В сводках Совинформбюро часто говорили об этой дивизии, не называя ее номера: «В результате бомбардировки и штурмовки одна наша авиачасть за 14-18 октября уничтожила 108 танков, 189 автомашин с пехотой и боеприпасами, 6 бензоцистерн, около 50 мотоциклов, несколько орудий и 2 батареи зенитной артиллерии». «За один день 24 октября в районе Малоярославца и Можайска уничтожено 70 танков, 220 автомашин с пехотой и боеприпасами, до 6 цистерн с горючим и 4 огневые зенитные точки».

С бомбами на Берлин

адд авиация дальнего действияВ начале 1942 года в Ставке было решено создать АДД — авиацию дальнего действия. Подчинялась АДД непосредственно Сталину. Командующим был назначен Александр Голованов.

Ставка передала в состав АДД восемь дальнебомбардировочных авиадивизий, несколько аэродромов, имевших взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. Это расширяло боевые возможности и позволяло экипажам бесперебойно летать в любое время года.

АДД наносила  бомбардировочные удары по глубокому тылу врага, разрушала важнейшие стратегические объекты. Причем бомбардировки территорий, оккупированных фашистами, совершались еще тогда, когда СССР был сам под угрозой захвата.

Вот как об этом писали английские газеты в августе 1942 года: «Налеты русской авиации на Болгарию, Румынию и Венгрию причинили серьезные повреждения многочисленным центрам. До сих пор вообще считали, что Россия слишком далека и занята защитой своего собственного фронта, чтобы нападать на Балканы, и поэтому там отсутствовали многие элементы предосторожности... Особенные повреждения нанесены Будапешту. По словам одного нейтрального дипломата, во время первого налета на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и по заявлению венгерской печати правительство реквизирует все стекло в городе для ремонта окон. В настоящее время все три государства лихорадочно организуют противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков объединенных стран»...

Уже тогда, в 1942 году, осуществлялись бомбежки Берлина и других немецких городов. Помимо нанесения огромного урона врагу бомбардировками, АДД выполняла еще одну функцию. Авиация дальнего действия осуществляла поддержку с воздуха  партизанам. Боеприпасы, еда, медикаменты для партизан — все это доставляли в глубокий тыл врага отважные летчики АДД.

Кроме того, они осуществляли бомбежки «по просьбе» партизан. Голованов приводит такой любопытный документ в своих воспоминаниях: «Прошу Вашего распоряжения помочь партизанскому отряду и разбомбить скопление немцев в тысячу восемьсот человек с техникой в населенных пунктах: с. Семеновское (восемнадцать километров северо-западнее г. Севск) и с. Алекшковичи (двадцать три километра северо-западнее г. Севск), Суземского района Орловской области, после чего партизаны уничтожат группировку. 6 июля 1942 года, начальник Центрального штаба партизанского движения П. К. Пономаренко».

И такие «просьбы» отнюдь не были редкостью — АДД тесно сотрудничала с партизанами. Все крупные военные операции были совершены при непосредственном участии АДД. Вот как об этом говорили официальные документы: «За время оборонительных боев на сталинградском направлении с 17 июля по 19 ноября 1942 года АДД сделала 11 317 самолето-вылетов, что составило 49 процентов всех боевых вылетов АДД за этот период. В ноябре и декабре, несмотря на весьма плохие метеорологические условия, АДД продолжала свою боевую деятельность на сталинградском направлении, уничтожала войска и технику противника как в районах самого Сталинграда, так и на близких подступах к нему».

Всего же за время существования АДД, согласно военной статистике,  было  совершено более 194000  вылетов. По административным и промышленным центрам противника сделано более 6600 самолето-вылетов; по железнодорожным узлам и магистралям — более 65000; по войскам противника — более 73000 самолето-вылетов; по аэродромам — более 18000 и по морским портам — более 6000 самолето-вылетов.  Кроме того — по специальным заданиям произведено 7298 полетов в тыл врага и перевезено около 5500 тонн груза, в основном боеприпасы и около 12000 человек личного состава. Можно смело утверждать, что победа нашей армии была принесена на крыльях АДД…

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской