Любая техническая новинка в первую очередь обращает на себя пристальное внимание разведок «дружественных» государств. Понятно, что самый простой способ близко познакомиться с новой техникой потенциального противника: разобрать ее и с любопытством посмотреть — что там внутри? Однако угнать новейший танк или крейсер — дело хлопотное, а вот заполучить в свои руки сверхсекретный самолет достаточно реально..
Невезучий египтянин
В начале шестидесятых годов первые полосы советских газет пестрели оптимистичными сообщениями: летчики-испытатели, Герои Советского Союза били мировые рекорды скорости полета — свыше двух тысяч километров в час по замкнутому маршруту; поднимались на невиданные доселе высоты — более тридцати километров.
Фамилии героев были широко известны, а вот самолеты-рекордсмены по понятным причинам скрывались под загадочными индексами: «Е 6», «Е 8», «Е 66». Испытания проходили с переменным успехом, но рано или поздно все технические новинки, «обкатанные» на таинственных самолетах «Е» воссоединились на одном — современном, мощном и надежным для того времени истребителе МиГ-21.
В 1962 году первые «двадцать первые» МиГи появились в ближневосточных странах «социалистической ориентации», в частности — в Египте, и сразу же привлекли к себе внимание израильской разведки.
Раздобыть новый МиГ оказалось нелегко. Подкупленный израильтянами в 1964 году за один миллион долларов египетский летчик Махмуд Аббас Хильми, скорее всего, просто стремился улететь на Запад, а на чем — неважно. Вместо обещанного нового советского истребителя египтянин пригнал за кордон старенький Як. Разведчики обиделись на Махмуда и миллион не отдали, однако часть обещанного предателю все-таки выполнили: он получил новое имя и документы, после чего был вывезен в Аргентину.
Несмотря на проявленную израильтянами заботу, горе-летчика ожидал печальный исход. Независимо оттого, что вместо секретного МиГа был угнан устаревший самолет, египтяне решили преподать урок всем потенциальным изменникам родины. Арабские контрразведчики быстро обнаружили беглеца, выкрали его из тайного убежища, доставили в Каир и поставили к стенке.
Предпринятая через год вторая попытка украсть у арабов МиГ-21 вновь закончилась провалом — в последний момент летчик испугался и отказался от «доставки груза».
Израильская разведка МОССАД решила пойти другим путем — помимо денег, использовать религиозные чувства потенциального угонщика. Решено было отказаться от вербовки пилотов мусульман и переключиться на летчиков христианского вероисповедания. Те более, что среди арабов уже ходили слухи о приближающихся гонениях на христиан.
Побег из Ирака
Вскоре такой человек был найден. Двадцатитрехлетний иракский летчик, командир эскадрильи капитан Мунир Редфи, учился летать в СССР, хорошо знал МиГ-21 и, как доложили агенты, был крайне недоволен тем, что ему, помимо военных объектов, приходилось бомбить мирные поселения.
Подготовка операции, получившей странное название «Пенициллин» растянулась надолго. В ход было пущено все: старый слуга семейства Редфи по имени Джозеф — выходец из бедной еврейской семьи, который собственно и предложил израильтянам использовать своего хозяина Мунира в качестве «поставщика» секретного самолета. Не обошлось и без прекрасной израильтянки, обеспечившей потенциальному угонщику незабываемый круиз по Европе и тайное посещение «Земли обетованной».
Там Мунир встретился с командующим ВВС Израиля Мордехаем Ходом и был поражен осведомленностью израильтян об иракских вооруженных силах. Последней, «ударной» силой послужили деньги. Муниру была обещана громадная по тем временам сумма в полмиллиона фунтов стерлингов, тайный и безопасный вывоз из Ирака в нейтральную европейскую страну всех без исключения членов его семьи, жилье, документы и все необходимое для спокойной, безбедной жизни.
К августу 1966 года все было готово. Семья Редфи, уже получившая задаток — половину обещанной суммы, с помощью курдских повстанцев была вывезена в полном составе в Иран и оттуда — в Тель-Авив. Осталось самое главное — перегнать самолет. 14 августа Мунир, отправившись в тренировочный полет, предпринял первую попытку похитить самолет.
Однако непредвиденное замыкание электропроводки вынудило угонщика вернуться на родную базу. Так как полет был коротким, никто ничего не заподозрил. И на следующий день в 7.30 утра Редфи вновь поднял МиГ-21 с иракского аэродрома. Через считанные минуты он резко изменил курс, и уже через двадцать пять минут колеса похищенного истребителя коснулись посадочной полосы авиабазы в Хацоре.
Арабские системы ПВО на угон самолета не отреагировали. Зато в Главном штабе началась настоящая паника: в тот же день в Ираке несколько офицеров — командиров Мунира, попали под арест и вскоре были расстреляны.
Семья Редфы получила неприметное, спокойное убежище. Сам он благополучно избежал заслуженной кары и долгое время работал пилотом частной нефтеперерабатывающей кампании на нефтепромыслах в Синае. Летал тихими, пустынными маршрутами пока не умер своей смертью в возрасте 58 лет.
Погоня за «лисой»
Целых десять лет советские МиГи никто серьезно не тревожил. Однако беда пришла оттуда, откуда не ждали. В 1976 году с авиабазы Чугуевка (Дальневосточный военный округ) стартовал перехватчик МиГ-25П с бортовым номером 31, пилотируемый лейтенантом Виктором Беленко. Вылетел Беленко с советского аэродрома, а приземлился почему-то в аэропорту японского города Хакодате. Угонщик так торопился в страну Восходящего солнца, что по пути чуть не столкнулся с пассажирским «Боингом», да и посадку провел не очень успешно — перехватчик вынесло на грунтовое поле.
Советский Союз отреагировал мгновенно, заявив, что пилот просто заблудился, после чего выступил с требованием вернуть летчика и самолет обратно в «родные пенаты». Однако Беленко домой явно не торопился. Он заявил, что сознательно перелетел в Японию, потому что «любит Запад и желает навсегда поселиться в США».
До сих пор не ясно, был ли Беленко спонтанным угонщиком, или его завербовали задолго до побега. Следователи, занимавшиеся «делом» бывшего лейтенанта склонялись к тому, что угон самолета был спланирован заранее и не без помощи западных спецслужб.
Как бы там ни было, а факт остается фактом: МиГ-25П, согласно классификации НАТО, известный как «летучая лисица», оказался в руках потенциального противника, где и «завис» почти на месяц. Около сотни японских и американских экспертов разобрали самолет до винтика, сняли все возможные данные, взяли образцы стекла и металла, провели многочисленные измерения и только после этого вернули самолет обратно в СССР.
Передача угнанного МиГа советской стороне не обошлась без «фокусов». Для начала правительство СССР потребовало компенсацию за ущерб, нанесенный самолету. Японцы удивительно быстро согласились с этим условием, однако, ссылаясь на то, что теперь им «некогда возиться с чужим добром», настояли на проведении оценки в течение одного дня. Ход их мыслей был понятен. МиГ прибыл на советское судно полностью разобранным и по-японски тщательно упакованным в 13 контейнеров.
Однако японцы просчитались. Все контейнеры были вскрыты через несколько часов, детали самолета аккуратно разложены по палубе, а уже к вечеру представитель советского МИДа, сдерживая ядовитую улыбку, вручил противоположной стороне счет на 11 миллионов долларов. Единственное, чем смогли ответить японцы — выставить ответный счет за поврежденные самолетом при посадке антенны аэропорта.
Дальнейшая судьба угнанного и возвращенного МиГа сложилась незатейливо: его не стали полностью восстанавливать, собрали то, что есть, покрасили и отправили в одно из авиационных училищ в качестве наглядного пособия.
А как же Беленко? Его мечта сбылась — он получил американское гражданство, но и только. Поселился он в штате Калифорния, сначала пытался летать, но с точки зрения американских пилотов, летчиком оказался посредственным. Затем какое-то время угонщик преподавал в одной из военных академий — учил, как воевать со своей бывшей родиной. Но и тут его знаний хватило ненадолго. Следующий этап — лекции о нравах и обычаях в СССР, закончившиеся с распадом страны. Чем и как предатель живет сейчас, да и живет ли вообще — доподлинно неизвестно.
Материальный ущерб, нанесенный Беленко военному потенциалу своей бывшей родины, был подсчитан и составил более чем крупную сумму. Однако время показало, что не все так страшно. После того, как боевой самолет попал в руки потенциального противника, нашим военным пришлось менять секретные шифры — однако эту операцию и так планировалось провести в ближайшее время, так что Беленко только ускорил процесс. Японцы, расстроившись из-за того, что их радары «пропустили» советский МиГ, вынуждены были затратить немалые деньги на обновление радиолокационных систем.
Советская сторона сняла экспортные ограничения на МиГ-25П, после чего он был немедленно закуплен Ираком, Сирией и Алжиром. Десятки проданных на Ближний Восток МиГов долго и успешно воевали с американскими «фантомами».
Однако, к сожалению, полоса угона МиГов на этой истории не заканчивается…
- 10144 просмотра