Вы здесь

Ледокол «Красин» - от "Святогора" до музея

Биография этого знаменитого ледокола тесно связана с историей нашей  страны. И, прожив долгую и героическую жизнь, полную приключений и подвигов,  военных сражений и спасения затерявшихся во льдах он до сих пор находится в прекрасном состоянии и готов бороздить моря…

Англичанин «Святогор»

Строительство ледокола «Святогор»3 февраля 1916 года на верфях английского города Ньюкасл началось строительство нового мощного ледокола, которому присвоили название в честь былинного русского богатыря — «Святогор». Корабль строился по заказу Морского Министерства России, которое имело давние связи с английскими судостроителями. На этих же верфях в 1898 году был создан ледокол «Ермак», построенный по инициативе и проекту адмирала С.А. Макарова.

«Святогор» несколько отличался от своего предшественника и строился с учетом его недостатков, выявившихся уже в процессе эксплуатации. Новый ледокол создавался более мощным, чем «Ермак» — его водоизмещение —  свыше 10 620 т, длина 98,53 м а  ширина 21,64 м. Новое судно могло ломать лед толщиной до 2-х метров.

Интересно, что в строительстве ледокола принимал непосредственное участие молодой инженер Евгений Замятин, ставший позже всемирно известным писателем…

«Святогор» прибыл в порт приписки Архангельск в июне 1917 года, как раз накануне страшных революционных дней…

Ледокол сразу же после начала гражданской войны на Севере оказался в эпицентре трагических событий. Было решено затопить его в устье Северной Двины  вместе с пароходом «Микула Селянинович», дабы преградить путь кораблям Белой армии и Антанты. Команда «Святогора» во главе с капитаном отправилась сражаться с врагом на суше. Почти все моряки и офицеры «Святогора» погибли во время гражданской войны…

Торгпред Красин

На борту "Красина"Затопление кораблей не помогло, и войска Антанты проникли на русский Север. «Святогор» подняли англичане и перегнали его в Англию в качестве трофея.

Но вскоре советское правительство вынуждено было обратиться в британское Адмиралтейство для того, чтобы взять в аренду «Святогор», бывший когда-то собственностью России…

Дрейфующие льды унесли ледокольный пароход «Соловей Будимирович» в Карское море. На борту парохода находилось 85 человек, в том числе женщины и дети. Судно неминуемо погибло бы, затертое льдами, а спасти его можно было только с помощью «Святогора».

Советское правительство отправило телеграмму в Британию: «В Англии находится русский ледокол "Святогор" большой мощности, вполне пригодный для спасательной цели. Российская академия наук своим авторитетным обращением по радио в Норвегию, Швецию, Англию поможет ускорению отправки спасательной экспедиции, все расходы по которой и щедрую награду участникам берет на себя правительство».

Расходы, которые взяло на себя правительство, оказались непомерными — англичане согласились дать «попользоваться» «Святогором», но потребовали за это огромную сумму. Торгпред Красин, занимающийся этим делом, вынужден был согласиться на грабительские условия, но люди вскоре были спасены.

Этот случай показал, как остро молодая советская республика нуждается в собственном ледоколе, и Красин вскоре начал переговоры о покупке «Святогора». В 1921 году его усилия увенчались успехом — ледокол вернулся в Россию,  а англичане получили 20 тысяч фунтов стерлингов — огромнейшую сумму по тем временам…

Зимой 1921-22 года «Святогор» принял активное участие в зимней навигации на Балтике, очищая путь для кораблей, идущих в Петроградский торговый порт…

Спасение Умберто Нобиле

Спасение Умберто НобилеВ 1927 году «Святогору» постановлением ВЦИК РСФСР было присвоено имя Красина, так много сделавшего для возвращения ледокола в СССР. И именно это новое название вскоре взволнованно зазвучало на всех языках... В 1928 году пропала экспедиция под руководством итальянского путешественника Умберто Нобиле, отправившаяся на Северный полюс на дирижабле.

Советский радиолюбитель Николай Шмидт поймал  cигнал "SOS" от итальянца, и весь мир начал снаряжать спасательные экспедиции. Всего в поисках Нобиле приняло участие 18 судов и 21 самолет. «Красин» в то время находился в Ленинграде. Он был срочно снабжен всем необходимым и 15 июня 1928 года отправился к Шпицбергену. Путь оказался очень трудным — ледовые торосы не позволяли передвигаться быстро. Сломался левый винт, а машины работали на пределе мощности, в результате чего быстро таяли запасы угля.

Остальные корабли не смогли преодолеть всех препятствий, но «Красин», несмотря на огромные трудности, достиг своей цели — 12 июля измученные итальянцы были найдены…

На родине красинцы были встречены как герои — ледоколу вручили Орден Трудового Красного Знамени, а имена членов экипажа долго не сходили с газетных страниц.

Но знаменитое спасение Нобиле — не единственный славный подвиг легендарного «Красина». Ледокол участвовал в еще очень многих важных делах. Освоение Арктики было совершенно во многом благодаря именно «Красину» - он использовался  не только для прокладывания пути через льды, но и для перевозки грузов и людей. «Красин» так же участвовал во множестве научных экспедиций, на его борту проводились океанографические и  метеорологические наблюдения.

Караван  PQ-15

Ледокол «Красин». Караван  PQ-15Войну «Красин» встретил в  чукотской бухте Провидения. Вскоре поступил приказ отправиться в США. Здесь ледокол вооружился — были установлены пушки и пулеметы, и грозный «Красин» отправился в Исландию. Оттуда он в составе знаменитого конвоя PQ-15 отбыл на родину. Путь домой был тяжелым — налеты вражеской авиации, нападения подводных лодок, мины… Но «Красин» благополучно вернулся в СССР, при этом из его зенитных пушек было уничтожено два самолета противника.

Всю войну «Красин» героически сражался, участвовал в ледовых конвоях, доставлял грузы в труднодоступные места. Более 300 человек экипажа получили награды во время Великой отечественной войны.

После войны ледокол вернулся к своим мирным обязанностям. Постоянные рейсы, суровые переходы, тяжелый, изматывающий труд…

К началу 60-х годов на ледоколе были произведены усовершенствования — поменяли котлы, и вместо угля «Красин» мог ходить на жидком топливе. Вместо 64-х кочегаров теперь на судне трудилось 11 котельных машинистов.

«Переодевшийся» ледокол вновь вернулся к своим трудовым обязанностям. Но в то время начали появляться новейшие ледоколы, и «Красин» уже не мог с ними тягаться, что не мешало ему по-прежнему совершать трудные рейсы.

О том, какое значение имели эти рейсы,  можно судить по географической карте. Имя ледокола «Красин» имеется на ней в нескольких местах —  в его честь названы мыс  на Земле Георга в архипелаге Земли Франца-Иосифа, остров у побережья Таймыра,  залив на острове Врангеля…

Последнее свое большое путешествие «Красин» совершил в 1990 году, обойдя все порты Европы, после чего встал на прикол у Балтийского завода.

Вскоре вокруг «Красина» развернулась настоящая война — «Красин» едва не пал жертвой новых рыночных отношений. Группа предпринимателей решила продать легенду российского флота на металлолом…  К счастью, несмотря на голодные времена и всеобщее озлобление, нашлись люди, для которых «Красин» был не ржавым кораблем, а живой историей. Ледокол удалось отстоять — согласно постановлению правительства РФ, принятому в феврале 1992-го года, он был признан памятником истории государственного значения.

Сейчас ледокол гордо именуется «Филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге». Сюда можно прийти на экскурсию, полюбоваться на уникальную тиковую палубу, побывать в капитанской рубке, подержаться за штурвал, посидеть в роскошной офицерской кают-компании. Но в отличие от «Авроры», давно ставшей лишь музейным экспонатом, «Красин» находится в прекрасном состоянии и готов вновь начать бороздить моря и океаны…

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской

Поделитесь своим мнением: