Вы здесь

Паром «Геральд оф Фри Энтерпрайз» - жертвы разгильдяйства

Константин Федоров

Море не прощает ошибок. Но еще более жестоко оно относится к тем, кто, будучи моряком, проявляет откровенную халатность. Пролив Ла-манш, пожалуй, самый оживленный перекресток мировых морских путей. Через Английский канал ежедневно проходят суда, направляющиеся из Европы в Америку и обратно. Их курс пересекают многочисленные паромы, связывающие Британские острова с Большой землей.

Роковая прогулка

Геральд оф Фри ЭнтерпрайзХозяева паромов торопятся: конкуренция высокая, а потому время в прямом смысле слова — деньги. Один рейс в сутки — это несерьезно, надо делать два рейса, четыре, десять… Час с лишним — туда, столько же обратно, минимум времени на погрузку, но тут уже ничего не сделаешь, особенно когда на паром садится тысяча пассажиров и загоняется сотня автомобилей. Зато можно сэкономить на подготовке к погрузке и разгрузке, а также к переходу с одного берега на другой…

Именно такая грошовая экономия явилась следствием гибели сотен людей и привела к уничтожению неплохого судна.

В одну из холодных ночей марта 1987 года паром «Геральд оф Фри Энтерпрайз», принадлежащий компании «Таусенд» вышел из Зебрюгге в свой самый обычный рейс. Вел паром капитан Дэвид Льюри — довольно опытный «морской волк», знавший предстоящий маршрут как свои пять пальцев. Может как раз эта уверенность в «знании» и в том, что на таком коротком, проверенном маршруте ничего не может случиться, и привела капитана и подчиненное ему судно к трагедии…

На борту парома находились 436 пассажиров, около сорока грузовиков и чуть меньше сотни легковых автомобилей. Стояла глубокая ночь, но пассажиры, разумеется, спать не ложились, а любовались отходящим берегом или коротали время в многочисленных барах. Отдыхала только та часть команды, которая была освобождена от вахты.

На море было тихо. Однако не прошло и получаса с момента отплытия, как гигантский, 132-метровый «Геральд оф Фри Энтерпрайз», только что ровно и непоколебимо двигавшийся навстречу волне, вдруг начал резко заваливаться на бок. Прошли буквально секунды и судно уже полностью лежало на борту, на палубы хлынула вода, сметая в море все, что только попадалось ей на пути: предметы мебели, посуду и пустые бутылки, товары из беспошлинных магазинов и спасательные жилеты, до которых мало кто успел добраться. Потрясенных внезапностью катастрофы пассажиров выбрасывало через разбившиеся иллюминаторы в промозглую ночь, и они исчезали в темноте.

На фоне всеобщей паники нашлись люди, которые смогли сохранить присутствие духа. Простой житель Лондона Эндрю Паркер смог собрать и перевести в безопасное место более сотни человек. Позже Эндрю Паркера за проявленное мужество наградили медалью. Водолаз военно-морского флота Бельгии лейтенант Гвидо Кауэнберг смог спонтанно, до прибытия помощи организовать спасательные работы и лично вытащил из воды более сорока утопающих. Водолаз получил медаль королевы за храбрость.

Самое страшное здесь, как и в катастрофе с «Титаником», было не то, что люди могли утонуть или захлебнуться — плавающих предметов вокруг парома хватало с избытком, а то, что организм не выдерживал переохлаждения. Несколько десятков минут в ледяной, мартовской воде Ла-Манша — и спасать человека уже было бесполезно.

Спасатели и жертвы

Геральд оф Фри ЭнтерпрайзК счастью, судно не затонуло до конца, прямо под паромом оказалась отмель, на которую он и опустился всем бортом.

Вскоре прибыла помощь. Командование королевского военно-морского флота направило к месту катастрофы с военно-морской базы в Калдроузе корабли «Глазго» и «Диомед» в сопровождении вертолетов. Позже пилот одного вертолета, кружившего над морем, в котором плавали и живые, и мертвые, сказал: «Я видел застывшие на воде черные тела. Они раскинули руки, подобно щупальцам медузы. Я знал, что они уже мертвы».

Буквально на следующий день паром был уже поставлен «на ноги». Мощные буксиры выпрямили его, а позднее компания-владелец продала его в Тайвань на металлолом, больше он уже ни на что был не годен. Но судьба судна не так важна, как гибель 193 человек в столь элементарном, абсолютно безопасном со всех точек зрения рейсе.

Так что же произошло? Как только паром выпрямили, сразу стала ясна причина катастрофы. В передней части корабля оказались открытыми шлюзы, ведущие на грузовые палубы. Встречная волна захлестывала в гигантскую открытую «дверь» до тех пор, пока палубы не наполнились водой, и судно не начало опрокидываться.

Когда начали искать виноватых, капитан Дэвид Льюри взял всю вину на себя и, незадолго до суда, попытался покончить жизнь самоубийством. Однако ему это не удалось, и суд состоялся в полном составе.

Раследование показало, что помимо капитана в свершившейся катастрофы виноваты как минимум еще три человека: старший механик Джон Керби, боцман Марк Стэнли и старший помощник капитана Лесли Сэйбел. Однако судьи, досконально изучив дело совершенно точно определили причину аварии: «”Геральд оф Фри Энтерпрайз” затонул потому, что вышел в море с открытыми внешними и внутренними носовыми шлюзами. Полное исследование обстоятельств трагедии неизбежно ведет к заключению, что основная вина возлагается на компанию».

Кто виноват?

Геральд оф Фри ЭнтерпрайзДа, виноватой в случившейся трагедии, и совершенно справедливо, оказалась компания «Таусенд» — владелец парома. Огромные, тяжелые шлюзы, с точки зрения руководства компании, открываются и закрываются крайне долго. Зачем тратить на эти действия столь драгоценное время. Один раз паром прошел через Ла-Манш с открытыми настежь шлюзами, и ничего не случилось, затем второй раз… Так и повелось, шлюзы, в целях экономии времени, как выяснилось, не закрывал практически никто. Таким образом, пагубная практика экономии времени, стремления выиграть каждый грош привела к гибели сотен людей.

Нет, разумеется, никто из руководства компании не брал на себя столь серьезную ответственность, чтобы в приказном порядке запретить капитанам закрывать шлюзы — это уже попахивало уголовщиной. Но вот закрывать на подобную «небрежность» глаза, а тем более поощрять приличными премиями тех, кто максимально сэкономит время на погрузке и разгрузке парома, считалось вполне приемлемым. Многие капитаны были против столь пагубной практики, но, видя, что остальные заботятся лишь об экономии времени, вскоре начинали поступать точно также. Пока не затонул «Геральд оф Фри Энтерпрайз», унеся с собой множество человеческих жизней.

В конце концов, после долгих разборов судьи все-таки возложили всю ответственность за потерю корабля и человеческие жертвы на капитана Льюри. Смягчающими вину обстоятельствами они счел только то, что капитан следовал системе, которая негласно существовала и на других кораблях компании. Как уже говорилось, никаких инструкций закрывать носовые и кормовые шлюзы не существовало.

Однако судьи подвергли владельцев парома критике за жадность, которая и привела к катастрофе. После изучения всех обстоятельств следствие вынесло решение, что все погибшие пассажиры стали жертвами неумышленного убийства. Позже такие же обвинения были предъявлены команде и управляющему персоналу компании, но затем они были сняты. Судьи решили, что воспоминания о трагедии, которую можно было предотвратить, — и так достаточно серьезное наказание.

Автор:

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Все статьи Константина Федорова