Задолго до Нового года в магазинах оживляется торговля пиротехникой. Мальчишки пугают прохожих взрывами петард и испытывают от этого ни с чем не сравнимое удовольствие. А уж в новогоднюю ночь в российских городах просто начинается канонада — взрывы ракет и замысловатые огненные фонтаны. Между тем, традиция запускать праздничные фейерверки существует уже не одну сотню лет…
Порох в бамбуке
Китайцы первыми начали встречать Новый год взрывами — еще несколько тысяч лет назад. Считалось, что громкие звуки и оглушительный треск отпугивают злых духов.
Поэтому на всех важнейших праздниках и церемониях, а особенно в последние дни двенадцатого лунного месяца (китайский Новый год) обязательно устраивались громкие демарши против нечистой силы. До изобретения пороха в качестве петард использовались высушенные стебли бамбука — в огне он оглушительно взрывался.
А затем китайцы придумали порох — и использоваться он начал именно для праздничных церемоний. Причем начиняли им все те же стебли бамбука. Так что уже много лет назад Новый год китайцы встречали так же шумно, как и в наши дни…
В дальнейшем искусство фейерверков становилось все более совершенным. Китайские мастера придумывали различные смеси и составы, начиняли ими разнообразные емкости, и вскоре научились делать праздничные салюты всех оттенков и форм — в небо взлетали разноцветные птицы, и с оглушительным треском распадались на тысячи ярких огней…
Когда между Европой и Китаем установились прочные торговые связи, фейерверки проникли и в западные страны. Европейцам быстро полюбились шумные красочные «небесные китайские огни», и вскоре обычай отмечать празднества взрывами и яркими огнями стал повсеместным. В Европе появились собственные мастера по изготовлению фейерверков. Признанным центром, где делали все необходимое для самых красочных праздничных огней, стала Италия.
Местные мастера во многом превзошли китайцев — для праздничных шоу итальянцы использовали разнообразные хитрости и приспособления. Например, целые живописные композиции — стоящие статуи вдруг начинали извергать огонь, с деревьев взлетали сотни ярких бабочек…
Все важнейшие праздники и церемонии — коронации и дни рождения монархов, Рождество и Пасха, сопровождались фейерверками и праздничной иллюминацией…
Потешные огни
В России до Петра I фейерверками почти не увлекались, хотя и тогда существовали «потешные огни». Согласно историческим документам, фейерверки устраивались еще при Дмитрии Донском — из привезенных западными купцами заготовок. Но русский прижимистый люд не любил выбрасывать деньги буквально на ветер, и модной эта забава не стала. Правда, в Стрелецком полку существовал «пороховой заведующий», в обязанности которого входило придумывать и запускать фейерверки — но устраивались они крайне редко.
С приходом на царствование молодого Петра I положение изменилось. Царь очень любил пышные фейерверки, и праздничные салюты и иллюминации стали частью жизни России.
Без них не обходилось ни одно мало-мальски важное мероприятие. Все придворные торжества сопровождались красочным представлением в воздухе. Фейерверки стали непременным атрибутом и для народных гуляний — например, на Масленицу или в Святки.
Надо сказать, что изготовление и запуск фейерверков оставалось достаточно дорогим удовольствием — в небо улетали тысячи рублей. Но полученное удовольствие того, наверно, стоило. По воспоминаниям очевидцев, фейерверки петровских времен представляли собой просто произведение искусства.
С помощью огней на небе рисовали целые художественные картины — изображения дворцов, людей, библейские сюжеты, военные баталии… Например, один из самых первых, еще достаточно скромных фейерверков, устроенный в начале царствования Петра, представлял собой картину на мифологический сюжет — Геркулес, борющийся со львом…
Именно при Петре появилась традиция новогоднего фейерверка — только при нем этот праздник стал праздником. Новый год начали отмечать согласно веденному юлианскому календарю — 1 января. По указу царя предписывалось праздновать Новый год 7 дней, празднично украшать ворота домов еловыми и можжевеловыми ветвями, а по ночам зажигать праздничную иллюминацию.
На Красной площади, а затем и в Петербурге, на стрелке Васильевского острова, 1-ого января устраивались грандиозные фейерверки. Они были так красочны и великолепны, что Петр повелевал запечатлевать их на гравюрах.
Бомбардиры-фейерверкеры
Естественно, что создание столь грандиозного и красочного зрелища требовало наличия настоящих мастеров. Вначале за изготовление фейерверков отвечала особая рота Преображенского полка. Затем появлялось все больше служб и мастеров для изготовления «потешных огней».
16 мая 1696 года в Москву прибыли немецкие военные инженеры и четыре бомбардира, обязанностью которых было исключительно изготовление фейерверков. Через год в Россию приехал немецкий «огнестрельный художник» Яган Бус.
Тогда же Петр I решил послать заграницу «для учения бомбардирского дела, Преображенского полку солдат, Степана Буженинова, Данила Новицкого, Василья Корчмина, Ивана Овцына, Ивана Алексеева». Вернувшись на родину, они стали признанными мастерами своего дела, особенно В.Д. Кормчин, изготавливавший самые красочные фейерверки петровской эпохи.
Интересно, что сам Петр был отличным фейерверкером. Именно он придумал множество пиротехнических составов и сюжетов для фейерверков. Один иноземный посланник так описал страсть царя к «потешным огням»: «На масленице непременно пускал блестящие фейерверки, которые сам всегда устраивал, собственными руками изготовлял на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года, с пушечною пальбою при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманные царем, горели далеко за полночь».
Спустя несколько лет, когда мастерство царя выросло, про его «потешные огни» писали так: «В фейерверке замечались красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем, и многочисленные огненные дожди, превращавшие ночь в день».
В архивах Петра сохранились многочисленные рецепты создания фейерверков — с подробным описанием составов и различных тонкостей в их изготовлении.
Миллионы огней
После Петра искусство фейерверков уже не достигало столь грандиозного размаха, но праздничная иллюминация и салюты обязательно присутствовали на любых важных государственных мероприятиях.
Тем временем искусство производства разного рода фейерверочных приспособлений шло вперед. Была открыта бертолетова соль, позволявшая создавать очень яркие и красочные огни, появились разнообразные ракеты.
В XIX веке фейерверки были не столь красочно-художественны, как при Петре, зато распространились повсеместно. Любой помещик считал своим долгом устроить шумный и яркий фейерверк в своем имении. В результате появилось множество фабрик и лавочек, торгующих всем необходимым для украшения праздников.
После революции фейерверочные традиции были разрушены — фейерверки практически не устраивались. Но во время Отечественной войны эта традиция приобрела новое звучание — каждая победа Красной армии отмечалась салютом. Самый красочный и большой салют был дан 9 мая 1945 года.
Долгое время только праздничными салютами — на 7 ноября и на 9 мая практически и ограничивалось все отечественное фейерверочное искусство.
Но в последнее время наблюдается повышение интереса к праздничным фейерверкам. Конечно, им еще далеко до петровских живых картин, но обилие разного рода «потешных огней» на прилавках может удовлетворить самого требовательного покупателя. И в новогоднюю ночь небо наших городов теперь расцвечивается миллионами огней — к радости многочисленных зрителей…
- 14217 просмотров