Вы здесь

Украденные шедевры «дегенеративного» искусства

«Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т.п. не имеют ничего общего с немецким народом. Они (художники) пытаются оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Такие поступки относятся к области уголовного наказания. Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения». (Адольф Гитлер на открытии выставки «Дегенеративного искусства» 18 июля 1937 года).

Они считались уничтоженными

гитлер на выставке дегенеративного искусства

Несмотря на столь бескомпромиссное заявление фюрера, и он, и его соратники прекрасно понимали, что на «дегенеративном» искусстве можно неплохо заработать. А потому, украденные из музеев и изъятые у сгинувших в концлагерях коллекционеров шедевры, даже если они и являлись, с точки зрения нацистов, «насмешкой над немецкой нацией», не подвергались (к счастью) уничтожению, а тщательно сохранялись и перепродавались.

гитлер на выставке дегенеративного искусства

Один из таких «схронов» был случайно обнаружен в 2011 году в Мюнхене, в частной квартире, но информация о находке опубликована только сейчас.

Матисс, Пикассо, Марк Шагал, Дюрер… Десятки имен художников, полторы тысячи их полотен, считавшихся уничтоженными или пропавшими без вести во время Второй мировой войны, спокойно хранились в квартире 80-летнего Корнелиуса Гурлитта, чей отец, Хильдебрадт Гурлитт, был во времена нацизма искусствоведом.

Несмотря на свое «неарийское» происхождение, Хильдебрандт, по заданию Геббельса занимался оценкой и посредничеством при перепродаже «дегенеративных» полотен на Запад. Через его руки проходили тысячи картин.

После войны союзники обнаружили у Хильдебранда сотню полотен, но он убедил их, что эти картины принадлежат ему как коллекционеру, а то, что было украдено нацистами – либо уже все продано, либо попало без вести, либо погибло при бомбежках в 1945 году.

Подозрительный турист

корнелиус гурлиттНа самом деле на руках оценщика осталось более полутора тысяч похищенных нацистами картин. Вся коллекция после его смерти перешла к сыну Корнелиусу, который в течение полувека неторопливо распродавал полотна, на чем и попался.

В 2010 году Корнелиус, пересекавший германо-швейцарскую границу с крупной суммой наличных денег, обратил на себя внимание таможенников, передавших информацию о подозрительном туристе налоговым органам Германии. В квартире никогда и нигде не работавшего бюргера был произведен обыск, и в кладовке обнаружились шедевры живописи стоимостью примерно один миллиард евро. Семья коллекционера не знала об этих работах, всю свою жизнь он прожил как отшельник и не пускал в дом даже ближайших родственников.

Сейчас власти ищут настоящих хозяев бесценных полотен, или их наследников. Сам же Корнелиус будет наказан, максимум за уклонение от уплаты налогов с продажи художественных произведений. Правда, у следствия могут возникнуть к нему вопросы. Ведь, по словам Эккехарта Гурлитта – кузена коллекционера, Корнелиус неоднократно говорил, что знает, где находится Янтарная комната…

 

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Самые актуальные новости: