Вы здесь

Жорж Санд. Муза гениев

Жорж Санд прославилась не только своими замечательными литературными произведениями, но и тем, что стала музой для многих гениев - ее современников,  восхищавшихся этой замечательной женщиной и искренне любивших ее...

Внучка продавца птиц

жорж санд1 июля 1804 в Париже в семействе Дюпен появилась на свет девочка, названная красивым женственным именем Амандин Люси Аврора. Родители новорожденной принадлежали к разным социальным классам - отец родом из аристократического богатого семейства, мать - дочь практически нищего продавца певчих птиц.

Маленькой Авроре довелось еще в младенчестве столкнуться с двойственностью своего положения. Ее бабушка со стороны отца была образованной и светской дамой, а родня со стороны матери - буквально обитала на дне Парижа. В результате Аврора с детства могла наблюдать и сравнивать бедных и богатых, будучи одновременно и своей и чужой в высшем и низшем обществе...

Образование девушка получила в католическом монастыре, а после поселилась у своей бабушки - родители Авроры к тому времени уже умерли. Девушка перечитала всю богатейшую библиотеку, хранившуюся в старом замке аристократки, и впервые почувствовала, что ей хочется писать самой - в голове теснились мысли и образы, которые требовали  выражения на бумаге.

Но о творчестве пока следовало забыть - умерла бабушка, и Авроре следовало подумать о том, как жить дальше. Вскоре судьба предложила восемнадцатилетней Авроре выход - ей сделал предложение молодой офицер Казимир Дюдеван, и девушка приняла его. Молодожены поселились в бабушкином имении.

Времени на чтение книг у Авроры больше не оставалось - все силы отнимало обширное хозяйство. Затем родился сын Мориц, позже - дочь Солнаж, и о литературной деятельности пришлось надолго забыть. Хотя Аврора с утра до ночи хлопотала в имении, денег на жизнь хватало в обрез, что приводило к бурным ссорам супругов. Так они прожили несколько лет, и дело кончилось тем, что Авроре все это надоело - она забрала дочь и отправилась с ней в Париж, где сняла себе жалкую комнатку...

Брюки лучше юбок!

жорж сандВ столице Аврора решила заниматься тем, о чем мечтала уже давно - писать романы. Денег у начинающей писательницы практически не было - на жизнь она зарабатывала, расписывая фарфор. Она питалась самыми дешевыми продуктами, приберегая для дочери вкусные куски. А чтобы не тратить деньги на женские платья, стоившие гораздо дороже мужских костюмов, Аврора начала ходить в брюках и сюртуках - это было практичнее и дешевле (и потом, став уже состоятельной дамой, она часто надевала брюки, считая, что они гораздо удобнее сложных и вычурных женских нарядов).

Парижане были весьма шокированы ее внешним видом и образом жизни, но Аврора, много лет прожившая по чужим правилам, теперь твердо решила делать только то, что нравится ей, а не родственникам, мужу или знакомым.

Лишь в одном она уступила своему бывшему окружению. Когда ее родня со стороны мужа узнала о том, что Аврора пишет романы, то в ужасе начала умолять, чтобы она не подписывала их фамилией Дюдеван, дабы не позорить это честное имя. И Аврора придумала себе псевдоним Жорж Санд, под которым и вошла в мировую историю...

Весной 1832 года вышел в свет ее первый роман "Индиана". Затем каждый год, вплоть до самой смерти, Жорж Санд писала по роману, а порой и по два. Ее книги сразу же получили признание читателей, и что, немаловажно, принесли Жорж Санд деньги. Обретя финансовую независимость и славу, она полностью переключилась на творчество, а ее образ жизни надолго стал предметом сплетен дам из высшего общества, на самом деле завидовавших ее свободе, уму и количеству поклонников...

Умная красавица

жорж сандА поклонников у Жорж Санд хватало. До появления ее книг мужчины даже не подозревали, что женщину могут интересовать отнюдь не новые платья или шляпки, а серьезные вопросы - классовая борьба, равенство женщин, тяжелое положение рабочих и крестьян.

Неудивительно, что молодая и умная писательница оказалась в центре мужского внимания. При этом она не была писаной красавицей и считала себя уродливой, часто говоря о том, что не обладает женственностью и грацией.

Но, тем не менее, мужчины находили ее очень привлекательной. Вот что сказал про нее Генрих Гейне: "Жорж Санд - красивая женщина, она даже замечательно красива. Как гений, проявляющийся в ее произведениях, так и лицо ее скорее можно назвать прекрасным, чем интересным: интересное - это есть всегда грациозное или остроумное отклонение от типа красоты, а черты Жорж Санд носят отпечаток греческой правильности. Их резкие очертания смягчаются сентиментальностью, набрасывающей на них покрывало грусти. Лоб невысок, и разделенные пробором волосы падают до плеч роскошными каштановыми локонами. Глаза ее несколько тусклы, по крайней мере, не блестящи, огонь их, вероятно, или затушен слезами, или перешел в ее произведения".

А мужчины, всерьез любившие ее, полагали, что она самая прекрасная дама на свете. Вот как писал о Жорж Санд один из поклонников, знаменитый французский поэт Альфред де Мюссе: "Когда я увидел ее в первый раз, она была в женском платье, а не в элегантном мужском костюме, которым так часто себя безобразила. И вела она себя также с истинно женским изяществом, унаследованным ею от своей знатной бабушки. Следы юности лежали еще на щеках, великолепные глаза ее ярко блестели, и блеск этот под тенью темных густых волос производил поистине чарующее впечатление, поразив меня в самое сердце. На лбу лежала печать бесконечности мыслей. Говорила она мало, но твердо".

Мюссе, познакомившись со столь замечательной женщиной, полюбил ее искренне и глубоко. Аврора вначале не спешила разделить его страсть, тем более, что формально она еще была супругой Казимира Дюдеван. Но спустя некоторое время она разошлась с мужем, и, наконец, отдала свое сердце пылкому влюбленному.

Вначале оба были безумно счастливы. Мюссе позже говорил, что он никогда в жизни не был на таком верху блаженства, как в пору любви с Авророй. Оба вдохновляли друг друга не только на любовные слова и ласки, но и на творчество - и Мюссе и Жорж Санд в то время написали лучшие свои произведения. Но все же главной оставалась их любовь.

Отдав свое сердце Мюссе, Аврора стала для него самой преданной подругой, самой нежной любовницей, полностью растворилась в своих чувствах. Позже она напишет: "Сдержанность в любви или дружбе была бы глупой причудой и к тому же актом себялюбия, убивающим всякое чувство сначала в нас самих, а затем и в любимом человеке". Но, как это часто бывает, едва мужчина понимает, что он стал для женщины самым главным в жизни, то сразу же перестает церемониться с возлюбленной. С Мюссе произошло то же самое. Постепенно он становился все грубее и капризнее, доводил Аврору мелочными придирками, ссорами. И два литературных гения расстались, впрочем, долго после этого еще писали о любовных страданиях в своих романах и стихах...

Покорительница мира

жорж сандНо время лечит раны... И Жорж Санд вновь полюбила гения, только не литературного, а музыкального. Композитор Фредерик Шопен покорил ее своей возвышенной душой. А он был поражен ее необычайной силой духа и воли, и пытливым умом...

Началась любовная страсть, помогавшая обоим творить - Жорж Санд писала свои чудесные романы, а Шопен создавал бессмертные произведения. Но вскоре композитор заболел чахоткой, стал слишком слаб и немощен. Прекрасный возлюбленный превратился в капризного ребенка. Жорж Санд не смогла быть ему нежной и заботливой матерью, а посему решила с ним расстаться.

Влюбленный композитор не перенес такого удара, и вскоре скончался... Аврора тяжело переживала его смерть, но находила отдушину в творчестве и активном участии в общественной жизни. Она много писала, и ее произведениями зачитывались самые передовые и умные люди того времени. С восхищением о ней отзывались и в России - о Жорж Санд писали Белинский, Герцен, Достоевский, Некрасов, Тургенев, Чернышевский.

А женщина, покорившая лучшие умы мира, жила в спокойном сельском уединении, занимаясь творчеством и воспитывая внуков... Умерла Жорж Санд 8 июня 1876 года, оставив после себя множество замечательных книг, в которых внимательный читатель может увидеть все ее страдания, боль и любовь...

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской

Поделитесь своим мнением: