Вы здесь

"Ладога-трофи". Приключения гранд-туристов

В 2008 году в журнале «Космополитен» я писала о том, как побывала на международном трофи-рейде «Ладога» в качестве журналиста и прошла курсы экстремального вождения. В конце статьи я пообещала, что в 2009 году обязательно буду участвовать сама. И выполнила свое обещание…

Квест в лесу

ладога трофиПравда, мой штурман, оператор трофи-рейдов Наталья Михайлова, с которой мы собирались отправиться на «Ладогу», несколько подвела меня – незадолго до трофи-рейда она родила сына. Пришлось искать ей замену, и выбор пал на моего мужа. Наталья рвала и метала, страдала и переживала, что я еду на рейд без нее, но воспитание будущих джиперов – процесс серьезный... А мы собирались в дорогу.

В трофи-рейде «Ладога», маршрут которого проходит вокруг Ладожского озера, есть несколько категорий – в том числе и чисто спортивные, в которых люди на очень серьезно подготовленных машинах штурмуют болота и реки, следуя по очень сложным и заковыристым трассам. Мы же выбрали категорию «Гранд-туризм», в которой участников «Ладоги» ждут самые захватывающие приключения.

Никакой группы поддержки у нас не имелось, поэтому пришлось загружать в крошечную машинку все снаряжение. Но большой опыт путешествий на нашем «Самурае» помог – и взяли мы только самое необходимое, и в результате все влезло и еще осталось место.

ладога трофиТоржественное открытие, подиум, и соревнование тут же началось. Главная фишка, которая ожидала гранд-туристов – игра-квест по поиску клада. Но для того, чтобы найти заветные сокровища, требовалось определить их GPS-координаты. А для этого каждый из восьми дней «Ладоги» брать несколько точек, подсчитывая на них указанные в легенде параметры. Например, сколько треугольных стекол на ладожском маяке или сколько берез растет на разрушенном финском фундаменте, который находится в глухом лесу и добираться до него весьма проблематично.

Цифры следовало записывать, чтобы в последний день заполнить формулу клада. Стоит отметить, что все точки были выбраны организаторами во главе с предводителем гранд-туристов Александром Игнатюком не просто так – каждая их них относилась к историческим местам, например, храмам, кирхам, ДОТам или же находилось в очень красивом месте…

Прямо на Исаакиевской площади мы получили легенду первого дня, в которой были указаны сегодняшние точки. Причем каждый экипаж мог выбрать себе зеленый, желтый или красный маршрут следования. Зеленый несколько подлиней и попроще, а желтый и красный – покороче, но по настоящему бездорожью. В результате все участники были на равных - и специально подготовленные монстры бездорожья «Дефендеры» и «Патрули» и неожиданная для "Ладоги" "Субару Форестер".

ладога трофиКстати, еще одна машина в категории Гранд-туризм вызывала всеобщий интерес – длинный и широкий «Хаммер», который несколько неожиданно смотрелся на узких лесных дорожках.

Точки могли взять все гранд-туристы, тем более, что правилами категории не запрещается добираться до нее пешком, оставив машину где-то перед бродом или болотом. Но большинство участников предпочитало покорять грязь – даже там, где это было не нужно. В результате организаторам пришлось просить участников не искать себе сложностей и не лезть в грязь просто так. Впрочем, в первый день большинство участников выбрало простую зеленую трассу – для тренировки. Все справились с заданиями и прибыли в точку, где начиналось ночное ориентирование…

Правда, выяснилось, что это тренировочное ориентирование, а настоящее будет ближе к концу соревнований. Но все подошли к тренировке серьезно. В ориентировании GPS мало чем мог помочь, разве что в качестве счетчика пройденных метров. Ориентироваться требовалось исключительно при помощи головы. Каждой команде выдали легенду, на которой были обозначены конфигурации перекрестков и расстояние между ними. В темноте лучшим помощником было хорошее освещение, в том числе и боковое, потому что ночью очень легко пропустить нужный поворот и в результате сбиться с пути. В основном все участники справились с заданием, но некоторые плутали по лесу всю ночь, пытаясь найти правильную дорогу…

Смехэтапы

ладога трофиКаждый день гранд-туристы получали новые легенды, передвигаясь все дальше вокруг Ладоги… Хийтола, Лахденпохья, Сортавала, Пияткаранта. Удивительная карельская природа вызывала неизменное восхищение – бескрайние просторы Ладожского озера, зачарованные леса, пороги, реки, водопады…

Но всем гранд-туристам некогда особо расслабляться и любоваться красотами  болот. Каждый день – поиск точек квеста, и добраться до некоторых из них было непросто. Заброшенные деревни в глухих лесах, озера, дороги к которым ведут по грязи, укрепления, оставшиеся с войны…

И кроме того, гранд-туристов ждали еще техэтапы, приготовленные организаторами. На первый взгляд, задания были несложными и даже смешными, но не все смогли справиться с ними.

Первый техэтап, который ждал участников - «Колеса». Два колеса, связанные тросом, прицеплялись за буксировочную проушину к машине-участнику. Пилоту требовалось сдать назад и по указанию штурмана раздвинуть лежащие на земле колеса на расстояние, достаточное для проезда машины + максимум 10 см. Если колеса расставлены шире - незачет, если сдвинуты во время проезда - тоже незачет. Этот техэтап, несмотря на внешнюю простоту, прошли далеко не все гранд-туристы, хотя нашлись пилоты-ювелиры, вписавшиеся миллиметр в миллиметр.

ладога трофиНо это было еще только начало. В последующие дни участников ждали еще более сложные техэтапы. «Качели» - машине требовалось подняться по неустойчивым бревнам, положенным на третье, зафиксировать остановку в точке равновесия на несколько секунд и спуститься вниз.

«Траки» - автомобилю следовало перебраться через «болото» при помощи сенд-траков, и при этом не «провалиться». Этот этап оказался особенно тяжелым для штурманов, которым приходилось бегом перетаскивать сразу по нескольку достаточно тяжелых траков – здесь роль играло время переправы.

Кто-то легко преодолевал все техэтапы, а кто-то понимал, что не обладает достаточным водительским и штурманским мастерством. Впрочем, на техэтапах всегда было весело – и взрослые люди вели себя как дети, с азартом выполняя задания.

Клад на Таймыре

ладога трофи«Ладога» перебралась на роскошный пляж в Видлице и начала готовиться к пляжной и дюнной гонке, которые проходят все категории, в том числе и гранд-туристы. Погода, которая в начале соревнований измучила всех жарой и пылью в лагерях, именно в этот день решила испытать штормом на Ладоге и проливным дождем – нашу палатку на берегу едва не унесло ветром.

Но пляжная и дюнная гонки начались, невзирая на погоду, и первыми стартовали гранд-туристы. Отнюдь не все смогли преодолеть 1,5 км по границе песка и воды и забраться на высокие песчаные дюны. Но некоторые из гранд-туристов показали результаты, ничем не уступающие спортивным категориям.

Но наш экипаж гонки не прошел, и вдобавок ко всему «Самурай» сломался. Мы уже готовы были сдаться и отправиться домой, вызвав друзей в качестве эвакуаторов, но к нам на помощь бросилось сразу несколько экипажей, и общими усилиями «Самурай» был починен – прямо под проливным дождем и холодным ветром. Взаимовыручка и помощь другим командам – визитная карточка «Ладоги», и мы почувствовали, как это приятно, на самих себе.

 "Самурай" снова был в строю, и на следующий день мы отправились на ночное ориентирование. Оно оказалось намного сложнее тренировочного. Требовалось не только ехать по правильному маршруту, но и соблюдать определенный скоростной маршрут. Каждая секунда опоздания или прибытия раньше на внезапный пункт контроля времени наказывалось штрафными очками. Маршрут тоже оказался достаточно заковыристым – повороты на 180 градусов, крутые подъемы, спуски и песчаные канавы-траншеи.

Когда я, следуя легенде, в первый раз в жизни оказалась в канаве, то от страха и неопытности ехала левыми колесами по дну, в правыми – по самому верху. «Самурай» так опасно накренился, что мы чуть не перевернулись. Когда я проехала эту канаву, очень хотелось остановиться и переварить пережитый страх (возможно, даже поплакать), но время неумолимо отсчитывало секунды, и мы помчались вперед. Канавы мы проезжали несколько раз, и я, наконец, поняла, как их надо проезжать правильно. «Самурай» нырял и лихо переваливался влево-вправо и легко преодолевал препятствия. Теперь я уже просто фанат езды по канавам, причем в мирной жизни мне бы в голову не пришло сунуться в них, а вот на Ладоге довелось – хотела я этого или нет. :)

Ориентирование закончилось, кто-то прошел его почти секунда в секунду, а кто-то получил много штрафных очков или вообще заблудился, но каждый испытал себя.

Следующий день был ключевым – гранд-туристов ожидал финал квеста. Участники собрались на полянке, чтобы одновременно получить листки с заветной формулой, в которую нужно было проставить цифры, собранные за 8 дней. Надо было видеть, как взрослые, бородатые, заросшие щетиной матерые джиперы ломанулись получать заветный листочек, обгоняя друг друга. И вот все бросились за кладом, причем в разные стороны.

Несмотря на то, что точки взяли почти все, результаты у команд получились разными – слишком много было разночтений в вопросах, на которые мы искали ответы. И вот итог – координаты получились у всех разными. По координатам одного экипажа клад находился в Таймыре, а у другого - в Новосибирске.

Но все же большинство участников нашли правильные параметры, особенно те, кто преодолел бонусные точки – глубокие броды. Обладатель бонусов мог задать организаторам любой вопрос по спорным точкам. Дороги к кладу вели разные – и короткая через брод и непролазную грязь, и более длинные по приличным грунтовкам и лесным дорожкам. Первый добравшийся до клада получал ноль штрафных очков, а у каждого последующего росла сумма штрафов. И вот клад найден – первым его обнаружил экипаж под номером 828 в составе Сергей Доля и Гизатулин Марат.

До позднего вечера в лагерь добирались усталые гранд-туристы – многие плутали в лесах, совсем далеко от настоящего клада. Но соревнование позади, и впереди всех ждали прощальный костер и дискотека.

А на другой день  состоялось вручение призов победителям. В группе «Гранд-туризм» третье место у быстрых эстонцев Ауса и Поммера Прийтов, второе – у Новицких Владимира и Игоря из Санкт-Петербурга и первое – у команды из подмосковной Дубны в составе Доля Сергей и Гизатулин Марат. Но впечатлений и воспоминаний хватит надолго всем участникам группы «Гранд-туризм». Ведь всем им пришлось пережить настоящие приключения и испытания на прочность…

Время путешествовать!

На сайте: