Вы здесь

Имболк — торжество света

Февраль в нашем сознании прочно связан с морозами и студеными ветрами. Тем не менее, по ирландскому календарю он считался первым весенним месяцем. 1 февраля ирландцы празднуют древний праздник Имболк, символизирующий возрождение природы после долгой зимы, известный также как Пора Свечей, Оймелк и День Святой Бригиты.

Мать хлеба

Согласно кельтским обычаям праздник Имболк посвящен триединой богине Бриг или Бригите, которая является одновременно дочерью и женой доброго бога Дагды и матерью всех богов. На колесе года, отражающем цикличность процессов в природе и смену времен года, этот праздник противопоставлен Ламмасу — дню хлеба и сбора урожая, отмечаемого 1 августа.

После Ламмаса великая богиня подобно убывающей луне превращается в старуху, чтобы в Имболк вновь стать молодой девой, символизирующей возрождение и очищение земли. В этот день богиня возвращается из Земли духов или Аваллона, где она отдыхала и обретала силу. В соответствии с циклически меняющимся образом богини, куколки, сплетенные в августе из хлебных колосьев и символизирующие Мать хлеба, теперь должны превратиться в молодую Деву хлеба. В Имболк куколку Бригиты-невесты наряжают в белые одежды, украшают бусами и лентами.

Бригита не только символ весны, она также покровительница огня и домашнего очага, ремесел и искусств, справедливости и судей, защитница рожениц и невест. Также она опекает домашних животных: коровы и овцы, дающие людям свое молоко, находятся под ее особым покровительством.

Молочный день

Именно поэтому в обрядах связанных с Имболком особое место занимает молоко и продукты из него. Отсюда другое название праздника — Оймелк, то есть «в молоке». В феврале начинали ягниться овцы, и на столах крестьян появлялись молочные продукты.

Молочная пища — традиционное угощение в этот день. Также к столу подавали пряные, мясные кушанья с перцем и чесноком. Блюда и напитки сдабривались изюмом.

Во времена язычества в этот день взбивали первое масло из свежесдоенного молока, и в качестве жертвоприношения Бригите оставляли на маслобойке кусок этого масла с хлебом. В ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку и выливали туда немного молока. Также в жертву приносили домашнюю птицу, которую закалывали рядом с водой.

Вода, также как и огонь, занимает центральное место в языческих традициях. Прежде всего, вода связана с очищением, и это другой аспект весеннего праздника Имболк.

В этот день принято было омываться самим, поливать водой собак, коров и другой домашний скот. В домах убирались с особой тщательностью, а на ночь оставляли хотя бы одну горящую свечу.

Считалось, что в Имболк вода обладает особыми целительными свойствами. Почти все колодцы в Ирландии посвящены Святой Бригите или языческой Бриг. В Имболк рядом с колодцами люди привязывали кусочки ткани, ковра или своей одежды, чтобы привлечь в дом здоровье или исцелиться от недугов. От развешивания этих полосок тканей, которые называли мантиями Бригиты, произошел обычай вывешивать во дворе носовые платки всех членов семьи, чтобы Святая Бригита своим прикосновением наделила их целительной силой.

Традиционно в этот день запрещены все действия, связанные с вращением колеса, поэтому в старину все прялки убирали в чулан. В Ирландии до сих пор сохранился отголосок этого обычая: в этот день детям запрещают кататься на велосипедах. Также нельзя было ткать, и вообще заниматься рукоделием, пить пиво и предаваться любовным утехам. Имболк считается днем очищения, как физического, так и духовного.

Время собирать камни

Множество обычаев, характерных для этого праздника, связано с гаданиями, предсказаниями и разного рода прогнозами. В этот день старались узнать как свою личную участь, так и судьбу всей деревни или общины. Девушки в этот день гадали на женихов, а юноши проводили церемонию белых камней, которая сегодня утратила свое первоначальное значение.

Белые камни с личными отметками или именами юношей складывали в большой имболкский костер. Когда огонь угасал, а кострище достаточно остывало, чтобы вынуть камни, каждый искал свою отметку. Найдя свой камень, юноша забирал его и со всех ног бросался прочь от костра. Не найти свой камень означало, что боги огня отметили этого юношу высшей честью, избрав его живой дух для жертвоприношения во имя очищения и всеобщего блага.

Силу возрождения природы черпали в этот день не только простые люди. Имболк считается очень благоприятным днем для всякого рода колдовства. Молодые ведьмы и колдуны проходили в этот день обряды инициации.

Ночь поэтов

С приходом христианства праздник несколько видоизменился, обряды приобрели другое значение, но языческие корни сильны, поэтому в христианской Святой Бригите легко узнать кельтскую богиню.

Святую Бригиту называют Килдэрской — по современному названию места, где она основала первую церковь. Святая продолжает покровительствовать животным, и по-прежнему связана с материнством — считается, что именно она была акушеркой Девы Марии.

Накануне своего праздника святая путешествует по стране, благословляя людей и их жилища. В знак почтения хозяйки пекут хлеб в форме креста и оставляют его на подоконнике вместе с несколькими колосками для ее белой коровы. Даже самые бедные семьи старались в этот день приготовить угощение на праздничный стол, или хотя бы одно праздничное блюдо. В честь этой святой, прославившейся своей щедростью, более зажиточные хозяева угощали молоком и мясом своих менее обеспеченных соседей.

Также из языческих традиций пришли в христианство сплетенные из соломы или камыша кресты, которые вешают над дверью дома взамен прошлогодних. Согласно христианским источникам, традиция плести соломенные кресты появилась после того, как святая Бригита посетила дом умирающего правителя-язычника и окрестила его сплетенным тут же из подручных материалов крестом.

Символика очистительного огня также нашла свое отражение в христианской традиции. Сретение Господне, которое празднуют христиане в этот день, сопровождается шествием с зажженными свечами и знаменует вход Христа во храм.

Шествие с горящими свечами имеет много общего с языческой традицией зажигать на вершинах гор священные огни и обходить поля с факелами. От священных огней тает снег и зарождается новая жизнь. Скрытые под землей, невидимые глазом приготовления к появлению первых всходов ассоциировались у кельтов с подготовительной стадией, предшествующей любому творческому процессу, а именно с вдохновением.

Не случайно Бригита, как богиня жизненной и творческой силы, стала матерью покровителя поэтов, Брана. Ирландская поэма «Котел Поэзии» называет Бригиту хозяйкой истока реки Бойнн, из которой поэты черпают творческое вдохновение.

Имболк — это своеобразный фестиваль поэтов. За неделю до этого праздника в Шотландии проходит Ночь Бернса, когда повсюду декламируют его стихи. Собственно покровительство поэтам следует понимать гораздо шире: творческий потенциал необходим и художникам, и музыкантам, и ученым. Да и в повседневной жизни трудно чего-нибудь достичь, не обладая хоть капелькой креативного мышления. Поэтому Имболк — время, когда нужно попытаться найти и реализовать свое творческое начало. Это подходящее время для планирования новых дел и проектов. Нужно только дать волю своему воображению, и все, что будет запланировано — непременно сбудется.

Напомним, что мы также рассказывали про  славянские праздники февраля.

Поделитесь своим мнением: