Вы здесь

Загадка Амон-Ра

Этот древний храмовый комплекс в Египте называют историей страны, застывшей в камне. Его начали строить еще в XX веке до нашей эры, воздвигали на протяжении многих столетий, и каждый век оставлял свои следы…

Избранное место

египет карнакЛюбая великая империя отличалась стремлением к постройке монументальных архитектурных сооружений, которые призваны были подчеркнуть величие и мощь страны, потрясти соседей.

На территории Фив, на левом берегу Нила, находится селение Карнак, в котором в глубокой древности было построено небольшое святилище в честь покровителя Уасета Амона. Затем Амон стал отождествляться с богом Солнца Ра и превратился в Амон-Ра…

Шло время, фараоны сменяли друг друга, велись жестокие войны, и постепенно именно Уасет оказался главным городом в империи. Святилище бога Солнца начало разрастаться и превратилось в громадный храмовый комплекс.

Этот город-храм назвали Ипетисут — то есть, «избранное место». Действительно, это место стало избранным — верховным храмом, главным святилищем Египта. Каждый из многочисленных фараонов, сменявших друг друга, считал своим долгом украсить Ипетисут и сделать его еще более величественным и поражающим воображение…

Грандиозное строительство в Уасете началось в эпоху Среднего царства, однако от тех, самых древних построек, почти ничего не сохранилось. То, что можно увидеть в Карнаке сейчас — остатки сооружений, которые начали возводить в XVI веке до нашей эры при Тутмосе I. Фараон повелел окружить древнее святилище стеной, построить пилоны, перед которыми стояли два огромных обелиска (один из них вывез из Египта Наполеон во время своего похода, и теперь древний египетский свидетель прошлого находится на площади Согласия в Париже).

При Аменхотепе III к храму Амона были пристроены новые пилоны, рядом сооружены храмы богини Мут и бога Монту — супруги и сына Амон-Ра. Эти храмы были объединены сложной системой аллей и переходов. Кроме того, была сооружена огромная, двухкилометровая аллея сфинксов, что вела к Луксорскому храму Амон-Ра…

Каждый из фараонов вносил свой вклад в обустройство храма, тратя огромные богатства. Лучшие зодчие разных веков — Инени, Хапусенеб, Иупа, Хатиаи, Пареннефер вкладывали в Ипетисут свою душу и силы, и получившееся в результате сооружения поражали любого человека…

Несметное количество рабов погибло на стойках, но сила и могущество правителей и величие Египта должны были быть доказаны любой ценой…

Грандиозный след былого

египет карнакВ 1828 году французский археолог Жан Франсуа Шампольон при помощи рабочих начал раскопки развалин в Карнаке. И потрясенный, написал о своих впечатлениях: «Величие этих грандиозных следов былого, изобилие и великолепие повсюду бросающегося в глаза мастерства изумляют и покоряют»…

Действительно, храмовый комплекс в Карнаке был настолько огромен, что и в наши дни найдется мало сооружений подобного масштаба. Это целый город, каждая постройка в котором поражала своим размахом. Структура Ипетисут похожа на обычные египетские храмы — пилоны, вестибюли, святилище, колонный зал и различные вспомогательные службы. Но в Карнаке удивляют огромные размеры всех сооружений. Его главный пилон — Нектанеба достигал в высоту 43,5 м, а в ширину — 113 м. Колонный зал — гипостиль занимал площадь в 5 тысяч квадратных метров, а потолок поддерживало 134 огромных колонны.

Колонны гипостиля были различных форм — в виде лотоса, папируса или пальмы, а обхватить их было не под силу нескольким человекам. Вся поверхность стен, колонн, пилонов украшалась цветными рельефами и иероглифами, а общая площадь росписи составила около 24 тысяч квадратных метров…

За колонным залом находилось маленькое святилище, где хранилось изваяние Амон-Ра. В этот зал разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время священного праздника Опет изображение Амон-Ра торжественно выносилось из святилища и по воде доставлялось до храма бога солнца в Луксоре.

Статуя в тайнике

карнак египетИсторики, исследовав множество источников, пришли к выводу, что воздвигались эти храмы нехитрым, но достаточно трудоемким способом. Каменные глыбы доставлялись до будущего храма по Нилу. На берег их перекатывали по смазанным маслом финиковым пальмам, лежащим на земле параллельно друг другу. Камни-пьедесталы укладывались на землю, воздвигались колонны, а затем все внутреннее пространство засыпалось землей. На получившийся холм поднимали новые глыбы. Таким образом действовали до тех пор, пока не достигали вершины здания. Затем землю убирали, и можно было приступать к украшению огромного храма, видного издалека…

Внутреннее убранство храма в Карнаке поражало своей роскошью. Для него использовались лучшие породы деревьев, серебро, бронза, золото и драгоценные камни…

Когда-то внутри храма находилось множество статуй. Многие из них были пожертвованы знатными людьми, желавшими видеть свои изображения в «избранном месте». Число этих подарков так велико, что только из одного тайника, куда жрецы складывали устаревшие вставные статуи, во время раскопок извлекли 779 каменных и свыше 17000 бронзовых статуй и статуэток…

Волшебный скарабей

египет карнак скарабейПочему же Ипетисут называют каменным архивом Египта? Вся история древней страны отражена на его стенах, пилонах и карнизах. Каждый из правителей Египта оставлял свой след в Карнакском храме. Камень и известняк многие века хранили гимны многочисленным богам, перечисление династий, изображения священных ритуалов, описания военных походов, хвалебные оды…

Так, например, здесь можно найти сведения, касающиеся походов Тутмоса III, его восхождения на престол, повествование или поэму о сражении войска Рамсеса II при Кадеше, списки имен египетских фараонов и многое другое. Боевые колесницы, поверженные враги, победные шествия — все эти следы прошлого оживали благодаря искусству неизвестных мастеров…

Часть этих изображений сохранилась в Карнаке до сих пор, несмотря на то, что в 663 году до нашей эры Фивы были разрушены войсками ассирийского царя Ашшурбанипала, и от самогогорода почти ничего не осталось. Но даже эти остатки былого великолепия до сих пор поражают воображение туристов всего мира…

Но самой большой популярностью у посетителей Ипетисут пользуется постамент с каменным священным жуком-скарабеем. Считается, что если обойти этот постамент семь раз, то исполнится любое, самое заветное желание… Многие сомневаются в этом, что не мешает им украдкой кружить вокруг молчаливого свидетеля давно прошедших веков…

 

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи об артефактах и технологиях прошлого. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Почта: trubinovskaya@yandex.ru  Skype: journal-chronoton

Самые актуальные новости: