Часто, в поисках интересных фактов, я читаю старые газеты и журналы и нахожу там разные любопытные истории. Сегодня мне попалась заметка в газете "Русское слово" от 5 апреля (23 марта) 1901 года. Называлась она "Пешком во Францию":
"Читатели вероятно еще не забыли, как в позапрошлом году два молодых французских художника пришли в Россию пешком со своей родины. Ныне, вероятно желая поддержать "транс", два русских молодых художника из училища живописи, ваяния и зодчества, с разрешения своего директора кн. А.Львова, предпринимают также турне, по образу пешего хождения в Париж К.С.Петров-Водкин и В.Н.Сорохтин; они отправляются "налегке " и надеются дорогой, по примеру своих французских коллег, питаться трудами рук своих - рисовать и тут же продавать этюды, или же просто платить своим мастерством за гостеприимство".
Меня заинтересовало, что здесь упоминается К.С. Петров-Водкин - неужели речь идет о знаменитом на весь мир художнике Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине? Я начала искать подробности, и, действительно,оказалось, что это он и его друг Владимир Сорохтин собирались пешком во Францию в 1901 году. Художнику в то время был всего 21 год.
Правда, путешествие пошло совсем не по тому плану и не по тому маршруту, о котором рассказывало "Русское слово". Друзья отправились в Европу на велосипедах. И об этой поездке Петров-Водкин рассказал в своей книге "Пространство Эвклида", в которой вспоминал свои молодые годы.
Вот что он писал: "Маршрут мною был намечен следующий: Москва, Варшава, Бреславль, Прага, Мюнхен и Генуя, — Генуя — это уже просто для финиша: Средиземное море — обрез — вода, а для моего спутника, который вызвался сопровождать меня, окунуться в волны этого моря было чуть ли не целью его путешествия.
Географическая карта, ящик с красками, альбом, смена белья, чайник, тигровой окраски плед, вельдог (револьвер - Н.Т.) в одном кармане и четырнадцать золотых пятирублевок в другом — был мой багаж. Рабочая шерстяная блуза, высокие сапоги и кепи — был мой костюм".
Надо сказать, что велосипеды в то время были редкостью, и путешествие молодых людей оказалось очень трудным - от них шарахались лошади, люди кидались камнями, да и сами велосипеды были тяжелыми и ломкими.
Однако друзья с кучей приключений все же добрались до Германии, но там велосипед Володи получил серьезное повреждение. Дальше Сорохтин отправился в путь на велосипеде Петрова-Водкина, а тот сел на поезд до Мюнхена. Там Петров-Водкин поселился на несколько месяцев и посещал местную художественную школу. Как писал сам художник " Мюнхен в это время был рассадником искусства, влиявшим на Москву, и потому среди художественной молодежи было много русских, да и вообще русская колония была обширной". Жизнь в Мюнхене оказалось для Петрова-Водкина важной вехой, изменившей его художественное мировоззрение.
В Мюнхене оказался и Владимир Сорохтин, добравшийся до него на велосипеде Петрова-Водкина с кучей приключений. «У него был завидный вид бродяги. На лбу его красовался только что затянувшийся шрам от последнего падения под Прагой. Он рассказывал, как радушно принимали его чехи, угощали русским чаем. Зная, что в России пьют чай с лимоном, они накрошили в холодную воду лимонов, засыпали туда чаю и вскипятили все это для него; братски выпил Володя, не поморщившись, этот настой…»
Любопытно, что Сорохтин, мечтавший о водах Средиземного моря, позже все же добрался на велосипеде до Италии. Однако в Генуе попал в весьма неприятную ситуацию: "С хребта Апеннин увидел он лазурные воды и помчался к ним. Замчался он в довольно расчищенное от строений место, где крутого уступа лестница вела на самый берег: здесь мой друг и был схвачен крепостной стражей на запретной зоне. Предатель-вельдог с полной зарядкой увеличил до одного месяца тюрьму Володи.
Из тюрьмы его вместе с велосипедом посадили на пароход и вытурили во Францию. В Ницце, где-то у железнодорожного моста, окунулся наконец-то Володя в подозрительную чистоту морской лазури, и уже не с поэтической, а с гигиенической целью, чтоб смыть с себя насекомых, родина которых понапрасну приписывалась России"...
Про дальнейшую судьбу Владимира Сорохтина нашлось очень мало информации, известно только, что позже он был художником-плакатистом.
Кузьма Петров-Водкин стал виднейшим советским художником, а картины его считаются шедеврами и в наше время. Любопытно, что на его родине - в городе Хвалынске Саратовской губернии недавно установили памятник, посвященный именно этому велопутешествию 1901 года.
Напомню, что также я рассказывала про то, как в заметке 1913 года нашла упоминание о 12 гранитных чашах "эпохи глубокой древности".
- 3343 просмотра