Ей суждено было стать музой выдающихся людей XX века. И прожить непростую, но счастливую судьбу. Личность ее мужа до сих пор вызывает противоречивые отношения. Кто-то считает его жизнь слишком экстравагантной, кто-то восхищается его непосредственностью. Но все сходятся в одном — бесспорно, Сальвадор Дали был гением.
Санаторий в горах
Елена Дьяконова, женщина, оставившая след в мировой культуре, родилась в России. Произошло это в 1894 году, в провинциальной и глухой в то время Казани, в многодетной семействе простого чиновника низшего класса.
Когда отец умер, Дьяконовы остались практически без средств существования. Но мать девочки сумела удачно выйти замуж за преуспевающего московского адвоката, и семейство отправилось в столицу.
Новая жизнь совсем не походила на скучное и нищее казанское существование, и Елена, ставшая к тому времени подростком, с удовольствием знакомилась с новыми людьми и предавалась развлечениям большого города. Но ее радость была недолгой — в 17 лет у девушки обнаружили чахотку, болезнь, уносившую в ту пору тысячи жизней.
К счастью, у отчима Елены имелись средства, и девушка отправилась в швейцарский туберкулезный санаторий. Подобные санатории, где люди возвращались к жизни или же прощались с ней навсегда, давно вошли в мировую культуру благодаря знаменитым писателям. Томас Манн, Ремарк, Гамсун, Моэм описывали в своих книгах подобные храмы жизни и смерти посреди роскошной природы. Своих героинь писатели заставляли умирать, а их любимых мужчин — страдать от потери. Но в жизни все оказалось совсем по-другому.
Елена выздоровела и, кроме того, нашла в санатории свою первую настоящую любовь и своего первого гения. Французский гений Эжен Поль Грендель, юноша из Парижа, писал стихи. После знакомства с Еленой, он начал писать уже гениальные произведения и превратился во всемирно известного поэта Поля Элюара.
Они провели в санатории год, а затем юная возлюбленная гения вернулась домой, в далекую и загадочную Россию. Он забрасывал ее письмами, нежными признаниями и стихами…
Эти стихи до сих пор перечитывают любители поэзии и влюбленные, находя в них неизъяснимую прелесть: «Твои глаза пришли из своенравной страны, где не знал никто, что значит взгляд».
Муза писала в Париж ласковые письма, в которых не было гениальных стихов, но зато имелись почти материнская любовь и ласка. В 1914 году Поль отправился на войну, где впервые столкнулся со смертью, но именно там его любовь достигла своей вершины. Он воевал, страдал, писал стихи и ждал встречи со своей прекрасной возлюбленной. Роман девушки из России и французского поэта завершился свадьбой и переездом Елены в Париж. Она покинула родину в 1917 году, накануне страшных событий, перевернувших жизнь страны…
Поль был без ума от счастья, забрасывал Елену цветами, подарками и стихами: «Малышка-девчушка впервые в Париже. Малышка-девчушка бульваром идет Мимо надутых лощеных господ. И стук ее сердца не слышен Парижу».
Вскоре у молодой четы родилась дочь Сесиль, но Поль и Елена не особо утруждали себя ее воспитанием, отдав бабушке. Быт, дети, повседневные заботы казались им чем-то низменным — Муза не должна стоять на кухне, а Поэт покупать овощи на рынке. Страсти, безумства, прогулки по ночному Парижу, кафешантаны, такие же богемные друзья — вот так должны жить гений и его возлюбленная… Елена умела придать обыденной жизни очарование праздника, всегда придумывала какие-то безумные развлечения, и считалась самой веселой и интересной женщиной Парижа.
Эти качества и ее резкая красота вызывали восхищение у всех мужчин — казалось, она просто рождена именно для роли вдохновительницы прекрасных чувств. Ее муж писал в стихотворении «Единственная»: «В тишине ее тела таился снежный цветок пушистый… Бессонная, она воспевала минуты».
Женщина-праздник
Такой ее и увидел Сальвадор Дали, молодой испанский художник. Он многим казался странным, но Елена полюбила его и ушла от мужа, с которым прожила уже 12 лет. Какой-либо материальной заинтересованности у Елены не было — Элюар считался очень состоятельным и успешным поэтом, а Дали жил практически в нищете.
Поль Элюар был потрясен уходом любимой женщины. Он исчез из Парижа, и только потом выяснилось, что отвергнутый муж отправился в путешествие по Азии — чтобы прийти в себя после страшного удара. Когда обычный мужчина переживает подобную трагедию, то его чувства скрыты от окружающих. Но горе поэта оказывается видимым для всех остальных: «Смутная тень... Все несчастья на свете, а над ними любовь моя псом бесприютным».
Но бывшая жена осталась равнодушной к горю Элюара — она погрузилась в любовь и обожание другого гения. Дали называл ее Гала — на многих языках это слово означает праздник, торжество. Он и считал ее самой удивительной женщиной, умевшей раскрасить серую жизнь всеми красками радуги и способной сделать веселым карнавалом скучную действительность. И ей удавалось быть женщиной-праздником, несмотря на то, что Дали был практически нищим, а Гала привыкла к роскоши и богатству.
Но, вдохновленный своей любовью, художник начал создавать один шедевр за другим (он говорил: «Я по-настоящему научился владеть кистью только благодаря страху прикоснуться к лицу Гала»). Не без помощи своей музы, которая помимо женского обаяния отличалась еще и предприимчивостью, он сумел прославиться и стать востребованным. В особняках миллионеров появились его картины и его Гала — в образе фантастических и мифологических женщин — богинь, Прекрасной Елены и даже Богоматери.
Галатея безмятежная
Дали и Гала обретают деньги и могут теперь предаваться любви и творчеству без помех. Свою жизнь они превратили в постоянный праздник, полный роскоши, забавных, а порой и жестоких розыгрышей для своих гостей или покупателей живописи. Но самым главным всегда оставалась их любовь — стержень и фон их жизни. Дали говорил: «Самое главное на свете — это Гала и Дали. Потом один Дали. А на третьем месте — все остальные».
Художник рисовал Галу на картинах, писал книги про свою жизнь — и главным героем в них всегда оставалась любимая женщина. Он говорил: ««Я люблю Галу больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги». А в начале «Дневника одного гения» написал: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».
Гала и Дали поселились в своем доме в Порт-Лигате, где жизнь текла по своим законам. Удивительная возлюбленная заменяла гению чуть ли не весь мир — страстная любовница, чуткий друг, умный собеседник. Далеко не каждая женщина может быть женой гения и соответствовать ему в каждую из минут его непростого бытия, наполненного постоянной творческой работой и напряженной мыслью.
Дали описывал один из эпизодов их повседневной жизни так: «Гала сидит у моих босых ног, словно какая-то космическая обезьяна, или как внезапный майский ливень, или как плетеная корзинка, наполненная лесной черникой. Не желая даром терять время, спрашиваю, не может ли она составить мне список "исторических яблок". Она начинает декламировать, словно читает молитву: Яблоко первородного греха Евы, анатомическое Адамово яблоко, эстетическое яблоко суда Париса, аффективное яблоко Вильгельма Телля, гравитационное яблоко Ньютона, структурное яблоко Сезанна»…
Многие ли женщины могут сходу ответить в подобном стиле, развить мысль гениального человека и дать толчок к творчеству? И Дали ценил сокровище, доставшееся ему: «Я видел, как с неба падает звезда, зеленая, как на полотнах Веронезе, самая крупная из всех, какие мне когда-либо приходилось наблюдать, и я сравниваю ее с Галой — ведь она моя падающая звезда, самая видимая, самая конечная и самая ограниченная в пространстве»! И это написал человек, который к тому времени прожил уже не один десяток лет со своей несравненной Галой.
Но есть сила, что сильней любви — смерть. 10 июня 1982 года Гала умерла. По просьбе Дали тело было забальзамировано и похоронено в склепе, в прозрачном гробу. Дали после смерти своей музы сразу же постарел, перестал интересоваться происходящим и потерял радость жизни. Он каждый день приходил в склеп и смотрел на свою несравненную Галу. Умер он спустя 7 лет. Согласно одним источникам, тело художника замуровано в полу в музее Дали в городе Фигерас. Но легенды утверждают, что Дaли завещал заморозить себя в криокaмере, с тем, чтобы потомки могли оживить его тело в прекрасном будущем.....
- 13367 просмотров